Статья: Как слово наше отзовется? (Опыт исследования качества научного выступления)
«Энергия» 2006, № 2. С. 61-66.
Умение публично высказывать мысль считается одним из ведущих видов человеческой деятельности, от которого во многом зависит успех или неуспех индивида в самых разных жизненных обстоятельствах. Не случайно именно страх перед выступлением на публике возглавил список «личных проблем», полученный в результате опроса большой группы студентов Питтсбургского университета. О том же говорят и результаты социологического опроса в группе американских бизнесменов. При приеме на работу более всего ценится способность устной коммуникации (ее назвали 83% опрошенных); другие качества в той или иной степени ей уступают: чувство ответственности (79%), собранность, внутренняя дисциплина (65%), энергичность (53%), организаторские способности (42%), внешние данные (30%), инициативность, творческий элемент (19%) и т.д. По данным агентства Бурсон-Мартселлера, главы крупных и средних фирм получают за год в среднем до 175 приглашений произнести речь на тех или иных встречах и конференциях.
В США ораторским искусством занимается специальная научная дисциплина. В этой области ежегодно выпускаются десятки учебных пособий и научных монографий. Развитие навыков устного выступления в качестве учебной дисциплины включено в программу многих вузов. Обучение специалистов ораторскому искусству позволяет не только сформировать у них общую словесную культуру, но и способствует развитию личности в самом широком смысле — развитию активности, инициативности, способности эффективно отстаивать личные интересы при помощи речи.
При всем разнообразии подходов к самому определению устного выступления, исследователи выделяют относительно небольшое число составляющих его элементов. Обучение ораторскому искусству рассматривается как практическая задача, решаемая поэтапно.
Среди факторов, объединяемых понятием «выступающий», обычно выделяют: наличие у говорящего коммуникативной установки, знание им предмета обсуждения, обладание коммуникативными навыками, наличие выраженного отношения к самому себе (то есть самооценки), а также отношения к слушателям и к предмету выступления и, наконец, способность внушать слушателям доверие. Последнее свойство является очень важным, хотя далеко не все выступающие отдают себе в этом отчет. Разработаны приемы, способствующие повышению доверия со стороны слушателей: ссылка на собственный опыт (при условии, что она не производит впечатление хвастовства); удачный поиск общих с аудиторией взглядов и ценностей; ссылка на источники или на лиц, заслуживающих безусловного доверия и т.д.
Говоря о коммуникативной установке докладчика, следует отметить, что существуют различные типы сообщений: информативные (сюда входят лекции, отчеты, научные доклады, разного рода инструкции и, наконец, демонстрации, т.е. устные инструкции, дополненные показом каких-либо действий); выступления с целью убедить в чем-то или побудить к действию; выступления в дискуссии; выступления специального характера (приветствие, представление кого-то публике, речь развлекательного характера и т.п.). Умение сочетать собственную цель с типом выступления составляет неотъемлемую часть коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективность речи.
Среди проблем, связанных с фактором докладчика, упоминается еще и проблема психологической устойчивости. Практически ни один учебник не обходится без рекомендаций на этот счет. Например, страх перед аудиторией предлагается преодолевать разными способами: репетировать выступление вслух (это делают даже президенты), добиваясь полной свободы выражения; обязательно готовить заметки, заранее знакомиться с помещением, выпить воды перед самым докладом и т.п.
Факторы, связанные со слушателями, занимают в литературе, пожалуй, наиболее видное место. Особенно много внимания в этой связи уделяется проблеме мотивации. Цели, мотивация в равной мере важны для характеристики и выступающего, и слушателя. Несоответствие сообщения мотивационной установке аудитории-залог явной неудачи выступления. Наряду с мотивацией аудитории следует учитывать и другие факторы: подготовленность аудитории; уровень знания слушателями предмета выступления и их интерес к этому предмету (соответственно выбирается та или иная степень подробности в изложении); социально-демографический состав аудитории; отношение к докладчику (надо считаться с тем, что в иных ситуациях оно будет недоброжелательным; на этот случай разработаны свои приемы).
Показателем высокого ораторского мастерства служит умение убедить аудиторию в вещах весьма сомнительных по своей сути или, так сказать, «против воли». Показательны в этом смысле названия соответствующих американских изданий-руководств: «Искусство обмана», «В паутине доверчивости» и др.
Сравнительно мало внимания уделяется проблемам организации текста выступления, характеризующейся тремя основными факторами: содержанием (content), структурой и стилем. Понятно, что содержание как таковое вряд ли может служить объектом научного исследования. Стиль в традиции англоязычных стран обычно рассматривается в рамках обучения родному языку, и потому в обсуждаемой, нами области примеров анализа стилевых особенностей почти нет.
В некоторых изданиях можно найти характеристику чисто языковых приемов и средств, усиливающих речевое воздействие (РВ): повторы и перифразы, эмфазы, метафоры и др. При необходимости привлечь в выступлении какое-либо определение, рекомендуется выбирать один из следующих возможных способов: привести определение из словаря; пересказать его своими словами; дать определение через отрицание; вывести смысл понятия из его этимологии или из контекста; наконец, можно ввести необходимое определение через пример реальной ситуации. Среди других стилистических приемов, способствующих повышению РВ на слушателей, назовем сравнение (по аналогии или по контрасту), а также иллюстрацию (фактическую или гипотетическую).
1 Цит. по: Ehninger D., Gronbeck B.E., McKerrow R.E., Monroe A.H. Principles of speech communication. 9th ed. Glenview, Illinois, 1984.
В качестве примера использования этих приемов приведем отрывок из речи А. Линкольна, который пытался убедить оппонентов смягчить критику в адрес правительства, хотя бы на время тяжелых дней гражданской войны: «Джентльмены, представьте себе, что все ваше имущество превращено в золото, и вы передали его г-ну Бондину, известному канатоходцу, чтобы он перенес его по натянутому канату через Ниагарский водопад. Станете ли вы трясти канат, по которому он идет, и без конца кричать что-нибудь вроде: "Бондин, еще наклонись! Бондин, иди быстрее!"? Нет, уверен, что вы не станете делать ничего подобного. Вы затаите дыхание и будете молча с трепетом ждать, пока он переберется на противоположный берег. Правительство сейчас находится в такой же ситуации. Оно держит в руках неслыханные богатства и тащит их через бушующий океан. Не трогайте его! Оставайтесь спокойными, и оно благополучно выполнит свою задачу»!1
В отличие от содержания и стиля, структура устного доклада является весьма популярным предметом исследования. Постулируется, что если выступающий заинтересован в том, чтобы слушатели лучше поняли и запомнили его сообщение, он должен сделать так, чтобы его выступление отличалось точностью, простотой, уместностью и связностью. Первые три фактора самоочевидны. Связность выступления тесно переплетается с психологическими процессами понимания. Слушающий не имеет возможности вернуться к началу текста (как это бывает при чтении), у него нет опоры на знаки препинания. В этой ситуации на первый план выступает четкая структура текста и «сцепляющие» приемы: формулировка задачи («Сегодня я хотел бы остановиться на трех аспектах...»); резюме («Итак, я рассказал о трех аспектах...»); отмеченность перехода от одной части изложения к другой (ср. фразы типа «Еще более важным...», «Теперь рассмотрим это в другой плоскости», «Итак, что же в результате?»).
Отдельную проблему составляет начало и конец выступления. Начало имеет такие функции; привлечь внимание слушателей, расположить их к докладчику, подготовить их к тому, что последует в главной части. К типичным приемам, обеспечивающим выполнение этих функций, относится делаемая в начале ссылка на известное лицо, факт или событие; риторический вопрос; парадоксальное заявление, анекдот. Заключительная часть выступления должна привлечь внимание аудитории к главной мысли (идее) выступления; создать у слушателей определенный настрой и, как непременный компонент, сообщить им чувство завершенности выступления.
Одно время большую популярность имели квантитативные исследования текстов выступлений. Оказалось, что статистические параметры (средняя длина предложений, длина слов) во многом определяют так называемую читабельность (readability) текста, то есть степень трудности его понимания. Начало этому направлению было положено еще в середине прошлого века, когда Р. Флеш предложил формулу, обобщающую ряд объективных количественных параметров текста. Применив ее к текстам предвыборных речей кандидатов в президенты США первой трети XX в., он выявил, что более высокое значение интегрального показателя неизменно оказывалось в речах именно тех кандидатов, которые в конечном итоге побеждали на выборах.
Говоря о факторах, связанных с каналом передачи информации, следует отметить, что вербальный канал (то есть собственно речь) далеко не единственный. Выделяются и другие каналы передачи информации:
визуальный — жесты, мимика, перемещение докладчика в пространстве. «Мастера» общения с аудиторией позволяют себе спускаться в зал, класть руку на плечо кому-нибудь из слушателей наподобие телевизионных шоуменов или популярных проповедников;
изобразительный (имеются в виду так называемые специальные вспомогательные наглядные и технические средства — графики, слайды, наглядные пособия). Этот аспект является одним из наиболее разработанных в практическом курсе обучения научной риторике. Например, считается целесообразным использовать не более 12 слайдов в часовом докладе, а длину текста на каждом слайде ограничить семью словами;
паралингвистический — интонация, темп и мелодика речи и т.п.
В одной из работ утверждается, что эмоциональная оценка сообщения на 55% зависит от мимики докладчика, на 38% от фонетико-артикуляторных свойств речи и только на 7%—от лексического наполнения доклада.
Наконец, выделяется еще одна группа факторов, связанных с эффективностью устного выступления, — коммуникативная ситуация. Здесь выделяются данные двух видов: 1) внешние атрибуты ситуации (ср. ситуации: речь оратора на площади; проповедь священника в храме; речь директора фирмы, произносимая им со своего места за столом и адресованная подчиненным); 2) так называемые социально-культурные факторы: соотношение возраста слушателей и возраста выступающего, уровень образованности аудитории, место на социальной лестнице и целый ряд других. Недопустимо забывать о «кодексе коммуникативных правил», диктуемых традициями и условностями данного общества (например, вряд ли уместны нападки на политических противников в траурной речи).
Проблема коммуникативной ситуации вновь возвращает нас к вопросу о типах выступлений. Предположим, мы имеем дело с выступлением по ходу дискуссии. Дискуссия, спор ведется по определенным правилам, социально принятым установлениям. Одно из них — обязательное наличие (хотя бы) двух сторон, точек зрения. Второе — дискутирующие стороны должны иметь равные возможности для изложения своих взглядов (это условие не должно ускользать от внимания докладчика). Третье — аргументация должна опираться на логику, логический вывод (малопродуктивны доводы типа «Я не знаю, почему, но я чувствую это так») и т.д.
В дискуссии оратор становится на время слушателем. Умение слушать составляет отдельную проблему. Она весьма важна. Достаточно сказать, что на долю чистого слушания приходится до 40% времени, затрачиваемого на весь процесс коммуникации.
Обсуждаемый тип ораторской речи тесно связан с классической риторикой, и практические рекомендации здесь часто перекликаются с логикой Аристотеля. Так, не рекомендуется опираться на выражения с двойным отрицанием типа «Вы не можете доказать, что это не получится»; не следует апеллировать к пробелам в человеческом знании (то есть прибегать к argumentum ad ignoratum). Нежелательно использовать аргументы, начинающиеся с утверждения «Все знают, что...» (argumentum ad populum). Недопустим и такой прием, как личный выпад — argumentum ad hominem.
Пожалуй, одним из наиболее важных видов устного выступления является научный доклад. Однако почему-то именно он в наименьшей мере отмечен вниманием исследователей как у нас, так и за рубежом. Поговорим о нем более детально.
Поскольку научное сообщение — это разновидность устного выступления, воспользуемся теми общими представлениями, которые сложились в науке применительно к структуре и основным факторам этой коммуникативной ситуации. Наиболее важные из них можно представить в виде схемы (см. рисунок).
В проведенном нами исследовании мы попытались экспериментально выявить роль нескольких произвольно выбранных факторов в построении устного доклада. Конкретно для анализа были отобраны звенья 4, 5, 6, 7 и 8. Материалом исследования послужили 49 докладов, прочитанных на конференции аспирантов и молодых ученых Института языкознания РАН.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--