Статья: Концепция воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни
Формирование сознательной активной личности – важнейшая задача государства. В её решении – ключ к выполнению всех других задач - производственно–экономических, социально–политических, к дальнейшему подъёму всех сфер общественной жизни.
В 2000 году Министерством просвещения ПМР была создана творческая группа для разработки концепции воспитания. В составе этой группы я принимал участие в разработке “Концепции воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни”.
С моей точки зрения, концепция воспитания, прежде всего, должна определить социальную значимость воспитательной работы и ответить на вопросы, определяющие объём и содержание программ воспитания.
Вопросов, определяющих объём и содержание программ поведения, много, но наиболее важными из них являются следующие:
• на построение какой семьи должно быть направлено воспитание - авторитарной или эгалитарной (эгалитэ - равенство);
• какое место отводится подготовке к семейной жизни в общей системе воспитания;
• какой метод воспитания взять за основу.
Учитывая, что в формировании личности главную роль играют родители (из того, что воспитывается, 50% дает мать, 38% - отец), подготовке школьников и студентов к семейной жизни придается первостепенное значение.
Воспитание семьянина, умеющего и желающего строить эгалитарную семью, является конечной целью воспитательной работы, осуществляемой родителями, учебными учреждениями и средствами массовой информации.
Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры семейных отношений, присущих эгалитарной семье.
В основе базовой культуры эгалитарной семьи лежит умение решать проблемы методом конструктивного спора. Поэтому формирование культуры семейных отношений надо начинать с освоения навыков ведения конструктивного спора.
Для решения этих задач предлагается применить метод психотерапевтической коррекции межличностных отношений.
Воспитательный процесс, согласно психотерапевтической коррекции, представляет собой систему мероприятий, состоящую из трех компонентов: соответственно трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия: когнитивного (информационного), аффективного (эмоционального), конативного (поведенческого).
Задачей первого, когнитивного компонента, является ликвидация дефицита информации путем последовательного и планомерного повышения уровня знаний, осведомленности учащихся в вопросах общения, формирования личности и межличностных отношений; создание поведенческой модели; формирование установок.
Практически, это изучение микросоциологии, этики, психологии, логики, социологии и других наук о человеке. Но изучать их надо не каждую в отдельности, а в виде единого курса, который можно назвать “Человековедение”. Особое значение на данном этапе придаётся изучению структуры и законов (морали) малых социальных групп.
Второй компонент – аффективный. На этом этапе учат управлять своими эмоциями, обучают навыкам эмпатической терапии, раскрывают связь между эмоциями и поведением.
Задача третьего конативного компонента – оптимизация межличностных отношений и поведенческих реакций путем обучения правильному поведению.
Конативный компонент состоит из 6-ти этапов:
• диагностический;
• информационно-разъяснительный, цель которого ответить на вопросы: “Почему мы такие, какие есть?”, “Почему мы поступаем так, а не иначе?”, “Что необходимо сделать, чтобы межличностные отношения в семье были построены, преимущественно, на принципах равноправного сотрудничества?”;
• этап психологической аверсии. Его задачей является выработка негативного отношения к своему поведению (авторитарно-конфликтным отношениям);
• реконструктивный. Его цель – формирование новых установок, и в первую очередь, на равноправное сотрудничество;
• коммуникационный тренинг. Он направлен на формирование навыков общения, навыков решения проблем, на формирование межличностных отношений;
• планирование деятельности. На этом этапе учащиеся планируют свою деятельность, заключают договора между классом и преподавателем, заключают внутрисемейные договора, решают конкретные проблемы, стоящие перед классом и семьей.
К составлению договора приступают только после того, как все члены группы овладеют навыками ведения конструктивного спора. Договор составляется согласно функциям группы и оформляется в виде письменного соглашения.
Разрабатывать программы воспитания предлагается в два этапа. На первом -разрабатываются три вида примерных программ:
• идеальная программа;
• программа сегодняшнего дня;
• перспективные программы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--