Статья: Место России в мировой истории
Не понять и не восчувствовать смысл уникального искусства России, не приметив ее особого места в истории человечества.
Что есть место народа в истории? Как возникает, чем определяется? "История — таинственное единение Божьей воли и свободы человеческой"10. "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8). Он любит всех — и любящих Его, и не любящих. Но, дабы все могли войти в Его любовь, различает их: "гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5).
К народам, после их выделения из общего человеческого рода и разделения, сказанное относится так же, как и к отдельным людям. В силу соборной природы человека народы тоже имеют свою "судьбу" — уникальную цепь исторических обстоятельств, предлагаемую промышлением Божиим. Для того это, чтобы все чувствовали соборную ответственность: дети за родителей, родители за детей, ибо без такой ответственности любви человек — недочеловек. Бог не обижает никакой народ, но для каждого намечает свое особое послушание, раздает дары и назначает наказания в соответствии с направлением народной воли.
В апостасийном сознании современности непопулярна эта мысль. Ныне модно думать: дурно или духовно-нравственно живут отдельные люди (каждый — за себя), а народ тут не при чем. Народ — как бы среднее арифметическое множества индивидов. Бог судит об этом иначе. Народы тоже ведут себя пред лицом Божиим смиренно или нагло. Получая от Него вразумление наказанием, народ, как и отдельный человек, должен встретить его покаянием, меняя жизнь и вновь проникаясь любовью к Богу. И чем быстрее, тем лучше. Малые промедления в покаянии углубляют болезнь и надолго затягивают выздоровление. Эта истина открывается при внимательном вглядывании в историю, а особенно при чтении Священного Писания: две линии в поведении народов явственно обозначились в послепотопном человечестве в период построения Вавилонской башни и разделения языков, пронесли себя через всю историю человечества, обнажатся при ее окончании.
Судьбы народов в истории ветхого человечества. Нимрод, внук Хама, сын Куша, начав "быть силен на земле" (Быт.10:8; 1 Пар. 1:10), приступил к строительству Вавилонской башни. Зачем? Зная пророчество Божие о том, что потомки Хама исторически будут рабами сначала роду Сима, а затем Иафета, ведая и о предстоящем рассеянии, он не смирился, не призвал народ к покаянию за грехи отцов, но воспротивился Богу, уповая на земное могущество и земные — властные, внешние — методы объединения людей вокруг задуманной столицы мира. Потомками Хама изобретен принцип империи, силового объединения людей, которое должно было охватить и весь мир. "И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли" (Быт.11:4). В переводе свт. Филарета Московского с др.-евр. — "сделаем себе имя, чтобы нам не рассеяться по лицу земли". Святитель пишет, что желание сделать Вавилон столицей мира и могуществом централизованной имперской власти удержать человечество от рассеяния особенным образом возбуждало племя Хамово, которому более всего угрожало пророчество11. По преданию, Нимрод (его имя означает "бунтовщик", "горделивец") в знак вызова Богу пустил стрелу в небо.
Но по попущению Божию строители, забыв общий язык, гонимые враждою (она неизбежна при отречении от всеединящей Божьей любви), разбежались по всем концам земли; почерневшее Хамово племя устремилось в Африку (страна Куш, названная по имени сына Хама, есть Эфиопия).
Разделение языков и рассеяние племен предотвратило всемирную диктатуру греха и предоставило народам возможность независимого самоопределения относительно Божией любви. По мысли свт. Филарета, имя Вавилон, таинственное и прообразовательное, знаменует церковь антихристову. "Желание сотворить себе имя... поставить его на месте имени Божия; стремление ко всеобщему владычеству, чрез всеобщее блужение с человеческими страстями, пороками, суеверием, неверием, — суть признаки строителей и здания, которое кончится крайним смешением и казнями от Бога"12.
У отступивших от Бога племен изменилось внутреннее устроение, помутился ум. Своеволие гордыни (дьявольская жажда самоизоляции), извергнув из души божественную любовь, угасило память на истину. В потухшем, ожесточившемся, терзаемом бесами сердце Бог не может мыслиться адекватно, истинно — как любящий Отец. Он кажется теперь притеснителем, препятствующим человеческому счастью. От такого выдуманного ненавистью бога племена стали разбегаться все дальше в богозабвение язычества, воздвигнув на опустевшем троне сердца идолов. Вавилон, который, по свидетельству Писания, "яростным вином блуда своего напоил все народы" (Откр. 14:8), дал толчок и пример для убегавшего человечества, почему и назван: "тайна… мать блудницам и мерзостям земным" (Откр. 17:5).
Прогрессирующий духовный склероз — потеря онтологической памяти, неуклонное забвение Бога, вытесняемого мифологическими и философскими фантазиями, — подтверждается документами истории разных народов (процесс ясно запечатлен, например, в "Ригведе", в ранней индийской философии).
По изъяснению свт. Филарета Московского и других толкователей, не все человечество участвовало в строительстве башни. В словоупотреблении Моисея сохранившим себя в Отчей любви "сынам Божиим" противопоставлены "сыны человеческие", отделившие себя от Бога. Они-то и строили башню, в то время как потомки Сима отделились от большинства, дабы не участвовать в богопротивном замысле. Чистым от преступления был и Евер, от которого пошло название евреев. Отделившихся (имя Евер означает "переселившийся за реку") не коснулось повреждение языков, — их язык оставался тем самым, каким он был во времена неразделенного человечества, что доказывается сохранением осмысленных значений в собственных именах, утраченных наречиями язычников. Соответственно неискаженной сохранилась память о всей истории мира от его сотворения.
А Бог? Мог ли справедливый и беспристрастный Бог не быть верен любящим, понесшим подвиг любви? Именно через род тех, кто не запятнал себя строительством богопротивной башни, пришел на землю Спаситель (Лк. 3:23), о чем возвещало миру пророчество: благословятся в Аврааме — потомке Евера — все народы земли (Быт. 18:18; Гал. 3:8). Боговоплощение разделило всю историю человечества на две части: до Рождества Христова и после него.
Но вот потрясающее свидетельство верности Бога, превышающей все земные представления. Когда это произошло? В момент ли наивысшего духовного подъема Израиля? Нет, но когда его развращение (не говоря о развращении остального человечества) дошло до последнего предела.
Потомков Евера Бог водил путями богопреданной любви Авраама и Моисея. За великую веру, укрепляемую многочисленными чудесами, тысячекратно умножил население, вселил в землю обетованную, прекрасную, потеснив могущественные вооруженные племена.
Однако окрепнувшее племя возгордилось и извратилось. Внешне оно хранило верность Богу, блюло обрезание, установленное для видимого отделения от язычников с их заразой. Гниение изошло изнутри, от людей "с необрезанным сердцем", по выражению пророков. Нечистое сердце стало нечувствительным к Богу и потеряло всякую способность слышать Его голос. "Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им" (Иер. 6:10).
С крайним долготерпением, с великой любовью и скорбью верный Бог обучал Израиль наказаниями, обличая через пророков. "Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу <…> Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят" (Ис. 1:3-11,13-19).
Но упорство ожесточения не оставило Израиль. "На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи" (Мф. 23:2). Тщеславящиеся хранением буквы — перестали понимать дух, меж тем как "никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:20-21). Что буква Писания без веяния Святого Духа? "Буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3:6)! Что внешнее без внутреннего? "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (Мф. 23:27). О грядущем непонимании Писания в Израиле, о его формально-законническом извращении свидетельствовали пророчества. "И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: `прочитай ее'; и тот отвечает: `не могу, потому что она запечатана'" — Ис. 29:11). "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — говорит Господь, — что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете" (Мф. 23:13). "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. (Лк. 11:52).
Стало ясно: потерявший связь с Богом Израиль уже не мог быть хранителем Божией правды, ибо оказывался носителем чуждого Богу мертвого духа и стал продолжателем линии Нимрода в истории.
Дальнейшее умножение могущества Израиля и даже само его существование в мире как самостоятельного государства было бы не только бесполезно, но и крайне опасно для мира. "Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15:13). Но все ли сделал Бог, чтобы предотвратить слепоту ожесточения народа?
"Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?" — говорит Господь (Ис. 5:4).
И в этот момент, у последней черты падения еврейского народа и всего человечества, когда, казалось, были исчерпаны все средства Божьего воспитания и промышления о мире, Бог творит неслыханное: Сам Он, Вечный, вошел во время, в историю человечества. Какому народу явился Верный прежде всех?
"Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин 1:11).
Фарисеи, книжники, саддукеи — тогдашние материалисты по сердцу, которых обличал Господь, — и после проповеди Христовой продолжали мечтать о внешнем могуществе Израиля, забыв о внутреннем сердечном приближении к Богу, и так променяли любовь к Отцу на ожесточение, превратившись из семени Авраамова в исчадия дьявола (Ин. 8:37,44), запечатлев предательство Бога Отца убийством Сына, ими неузнанного Мессии.
Богоубийство расставило последние акценты в отношении Бога и Его народа.
"Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23:34-38).
Так осуществилось древнее предупреждение Божие: "Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих" (Ос. 4:6).
Бог не нарушил и никогда не нарушит верность первому народу, понесшему подвиг любви. Предавшие Его и себя — сами назначают себе отвержение: "И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27:25). Чуть позже скажем мы о Новом Израиле и о судьбе благословенного "остатка" еврейского народа (Ис. 10:22-23; Рим. 9:27; 11:5) и о тех, кому Господь "дал власть быть чадами Божиими".
Но прежде закончим разговор о линии Нимрода в истории.
Куда приведет она?
Завершителем ее станет антихрист. Обольстив поначалу человечество, станет он во главе его финансового, экономического и политического могущества и возжелает утвердить новый порядок жизни на земле. Притом, по слову св. Ефрема Сирина, бесы по всему миру раструбят о его мнимых достоинствах. Более близкие по времени к нам святые пророчествовали об особой роли в этом телевидения (см, например, пророчества о телеканализации мира подвижника XVIII века св. Космы Этлоса,13 прп. Лаврентия Черниговского14).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--