Статья: Модернизация дидактического процесса в вузе физической культуры на базе современной технологии обучения
Введение. Проблема качества образования в высшей школе за последнее десятилетие значительно обострилась. Как показывает практика, один из выходов из этой ситуации заключается в переходе от репродуктивного обучения (освоения) учебного материала к осмысленному, осознанному его усвоению и творческому приме нению. Последнее может стать реальным лишь при наличии у обучаемых определенного запаса знаний, на основе которых и возможно дальнейшее развитие творческой личности студента. Решение этой проблемы связано с освоением нетрадиционных для высшей школы подходов к организации учебного процесса и применением соответствующих современных технологий обучения (ТО).
Современное понимание сущности и структуры обучения. Для формирования педагогического мышления современных специалистов (и по физической культуре в частности) очень важно понять сущность, социальные функции, структуру, логику и движущие силы осуществления и совершенствования учебного процесса (процесса обучения) в вузе. Процесс обучения (дидактический процесс - Дпр) да лее интерпретируется как процесс управления учебной деятельностью со стороны преподавателя вуза и как сложный процесс взаимодействия преподавателя, студента (обучаемого) и учебного материала, а в символической форме - в виде логической суммы [1, 2]:
Дпр = ( М + Пд + У ) = ( М ^ АФ ^ АУ ),
где "^" - знак логического сложения - "и";
М - мотивация учебной деятельности (Уд);
АФ - алгоритм функционирования как порядок действий (операций), выполняемых в ходе Дпр или пооперационная последовательность познавательных действий, образующая алгоритм в кон тексте теории обучения или гипотез усвоения и представлений в виде системы упражнений;
АУ - алгоритм управления как порядок действий по управлению Дпр или система предписаний, определяющая порядок и характер воздействий на Дпр;
У - управление познавательной деятельностью;
Пд - познавательная деятельность (Д) учащегося.
Речь здесь идет о постижении общей абстрактной модели Дпр, в которой, отвлекаясь от специфики предмета, от особенностей конкретных ситуаций, можно было бы четко выявить его наиболее глубокие, сущностные характеристики. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (Д преподавателя) и учения (Д обучающегося), общение преподавателя и учащихся, даже если речь идет о заочном обучении или самостоятельной работе студента - в эти виды обучения преподавание включено косвенно, опосредованно, через задания, консультирование, последующий контроль. В преподавании даже на этапе под готовки к занятиям в качестве ориентиров выступают достигнутый студентами уровень Д, характер отношения к изучаемому материалу, степень развития способностей, социальной зрелости. Поскольку все виды учебной деятельности (Уд) всегда предметны, направлены на усвоение определенного содержания, нетрудно выделить и третий элемент учебного процесса - содержание изучаемого (предмет изучения): факты, их объяснения, выводы, теоремы, законы, теории. Между тремя элементами обучения существуют и три вида связей через цели (Ц) в рамках дидактической системы и непосредственно или связи между преподаванием и учением, учением и материалом, преподаванием и материалом [3]. Однако лишь фиксации наличия элементов обучения мало. Для пони мания сущности обучения необходимо выяснить его родовые и видовые признаки, цели, внутреннюю структуру, рассмотреть процесс в динамике. Несомненно, обучение, как и воспитание в целом,
- процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта деятельности и отношений. Отсюда важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности (Л), соответствующей социальным требованиям. А источником созидания Л служит мировая культура - духовная и материальная, отражающая всё богатство на копленного человеческого опыта. Задачи созидания Л требуют, чтобы в процессе обучения чело век овладел ведущими элементами этого опыта, включился в реальный процесс его воссоздания и приумножения. А выпускник высшей школы видел бы ключевые идеи развития общества, овладел бы прогрессивными технологиями. В современном демократическом обществе, в котором разностороннее развитие Л становится объектив ной необходимостью, ставится задача передать каждому молодому человеку в достаточной для его развития мере все основные элементы человеческой культуры [4] в составе:
- знаний о человеке, обществе, природе, технике;
- способов деятельности, установленных и выверенных в опыте, передаваемых через правила, инструкции, алгоритмы и обучение;
- опыта творчества; эмоционально-ценностного отношения к изучаемым объектам и к реальной действительности.
Обучение, обеспечивающее овладение всеми компонентами культуры, дает подлинное образование, то есть развивает и воспитывается. Цели обучения (ЦО) непосредственно вытекают из общечеловеческих идеалов, национальных традиций, социального заказа общества и государства в конкретных условиях и общественно обусловленного содержания образования (СО). Цели (Ц) заключаются в следующем: 1) подвести обучающихся к овладению системой знаний и способов деятельности и 2) на этой основе обеспечивать развитие, полноценное формирование Л обучаемых. Одна ко вторая Ц более скрыто и недостаточно регламентируется, конкретизируется программами, а без необходимого развития мотивов, потребностей, эмоций, познавательных, коммуникативных, творческих способностей невозможно и само овладение усложняющейся системой знаний и тем более - вхождение в культуру. Именно поэтому СО должно быть нацелено на поиски путей повышения развивающего эффекта обучения и его личностную ориентацию. Иными словами, анализируя социальные функции и ЦО, мы выявляем определяющие его природу процессы овладения знаниями и развития учащихся. Отсюда реальный эффект обучения, его действительное движение главным образом зависят от соотношения двух составляющих учебного процесса: 1) овладения знаниями, способами деятельности и другими элементами СО и 2) развития обучаемых. То есть развитие происходит на основе овладения знаниями, а также в процессе овладения культурой человеческих отношений, способами деятельности, человеческими ценностями. Кроме того, эффект раз вития, в свою очередь, создает предпосылки основательного овладения знаниями, способами деятельности, вхождения Л в контекст культуры, и гармония указанных процессов не достигается автоматически. Необходима целесообразная организация обучения, исходящая из понимания существа и динамики овладения знаниями и развития личности. Согласно Л.С. Выготскому роль обучения по отношению к психическому развитию является ведущей. Поэтому, опираясь на реально достигнутый уровень развития, обучение должно всегда несколько опережать его, стимулировать, вести за собой, т.е. овладение знаниями должно быть организовано так, чтобы вносить новые элементы в деятельность, формировать новые отношения и тем самым обеспечивать развитие обучаемого. Такое обучение, как известно, называют развивающим [5], а его структура чаще всего но сит проблемный (задачный) характер: содержание изучаемого предстает перед учащимся как цепочка задач, в которых задача понимается не в узко методическом смысле (расчетная задача, задача на построение и т.п.), а в широком психологическом смысле - как цель, заданная в конкретной ситуации, или как требование, выражающее необходимость преобразования ситуации для получения искомых результатов.
Анализ психологопедагогической литературы [1-10] позволяет выявить современное пони мание сущности и структуры учебной деятельности (Уд) (усвоения) в виде репродуктивно-продуктивного варианта и реализующей его технологии обучения под названием системной структурно логической технологии обучения (ССЛТО).
Процесс усвоения и овладения знаниями, умениями, навыками (ЗУНами), способами деятельности (СД) происходит в виде протекания репродуктивно-продуктивной учебной деятельности (совместной Д педагога и обучающегося). В ходе этой учеб ной деятельности педагог в виде алгоритма управления (АУ) нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающегося, корректирует и проверяет ее. А обучаемый в виде АФ: усваивает, овладевает содержанием, видами и способами деятельности, в первую очередь предусмотренными в образовательных программах ЗУНами. Причем эти взаимообусловленные и взаимосвязанные процессы преподавания и учения как бы включают три основных этапа: ориентировочный, исполнительский и контрольно-корректирующий.
Ориентировочный этап включает, в свою очередь, восприятие фактов, явлений и их осмысление: постановку задач (проблем) или самостоятельное формирование условий задачи и их анализ. Этот этап приводит к пониманию через запоминание и воспроизведение (буквальное и реконструктивное
- восполнение необходимых для решения постав ленной задачи знаний). Основное содержание из понятого (исходные положения, ведущие тезисы, аргументация, доказательство, основные выводы) учащийся должен удержать в памяти с помощью особой (мнемонической) деятельности, предусматривающей приемы механического и логического запоминания, систему повторения изученного. За поминание понятого приводит к усвоению матери ала (информации -I), но наиболее важный мате риал (I), а также СД следует довести до уровня усвоения (УУ) - овладения. Этот этап в продуктивной части решения проблемы включает прогнозирование процесса поиска и его результатов, формулирование гипотез, составление плана, формирование исходного множества вариантов решения (проекта, программы решения).
Исполнительский этап включает процесс применения, использования усвоенного либо на алгоритмическом уровне в нетиповых ситуациях путем отработки (на основе многократных упражнений) необходимых умений и навыков, либо на поисковом (творческом) уровне путем: попытки решения задачи на основе известных способов; переконструирования плана решения; рационального выбора из множества исходных вариантов; нахождения нового способа; оценки рациональности выбранного варианта решения.
Контрольно-систематизирующий (контрольно-корректирующий) этап предусматривает творческое применение усвоенного материала с целью овладения наиболее важным содержанием, а также СД. Он предполагает проверку решения, оценку эффективности выбранного варианта, возможную коррекцию варианта, а также введение полученных знаний и СД в имеющуюся у учащегося систему знаний, представлений, отношений и, наконец, выход на новые проблемы.
Проектирование ССЛТО. С овладения основами проектирования ТО начинается новое, педагогическое, мышление преподавателя, которое предполагает: четкость дидактических Ц; обучение в контексте будущей профессиональной деятельности; структурированность преподаваемого учебного материала; обоснованность в управлении познавательной деятельностью (Пд) учащихся; технологическое видение процесса обучения, его особенностей и специфики в соответствии с предметным содержанием преподаваемой учеб ной дисциплины. Преподаватель становится авто ром проекта учебного процесса, реализация которого позволяет сформулировать у будущих специалистов по физической культуре значимые профессиональные качества Л, подготовить их к трудовой деятельности по предназначению. Педагогическая практика показывает, что при проектировании ТО наиболее целесообразным является следующий АУ (обобщающий алгоритмы Д. Кэр ролла, Б. Блума, В.П. Беспалько и др. [1, 2, 6, 7]) .
1. Определение диагностических целей обучения (ЦО), описание в измеряемых параметрах ожидаемого результата: точно определяется эталон (критерий) усвоения темы (занятия), что выражается в перечне ЦО с заданием уровней усвоения (УУ), требуемых программой.
2. Обоснование СО в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста.
3. Выявление структуры учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами (учебный материал разбивается на отдельные фрагменты: учебные элементы - УЭ, учебные единицы).
4. Составление текущих проверочных работ тестов, позволяющих убедиться в достижении Ц изучения каждой учебной единицы и выявить необходимость коррекционных учебных процедур.
5. Задание требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности студентов.
6. Поиск специальных дидактических процедур усвоения, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности; составление обучающих заданий: выбор системы управления Пд учащихся, соответствующей ЦО.
7. Создание (разработка) мотивационных и коммуникативных ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность. Выявление логики организации педагогического взаимодействия с учащимися на уровне субъект-субъектных отношений с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--