Статья: Мониторинг результативности педагогической деятельности
Мониторинг как понятие включает в себя цикл: отслеживание, анализ, прогноз. Да и понятие результативность деятельности мы чаще всего рассматриваем в соответствии с вышеназванным циклом, т.е. соответствие реальных результатов с предлагаемыми целями, которые простраиваются в программе развития коллектива. Проблему мониторинга результативности педагогической деятельности можно рассмотреть, как бы с двух аспектов: позиция теории и позиция технологии.
Считаю, что сущность данной проблемы может быть раскрыта, при условии правильного ответа на совсем простые вопросы:
Что мы хотим достичь?
Что мы можем?
Как можем достичь?
Кому это надо?
Давая ответы на эти вопросы, каждый педагог выделяет "проблему педагогической сущности" и пытается найти ответы на вопросы "Какой результат должен быть в ходе моей педагогической деятельности? Как измерить этот результат?". Вот если теоретически каждый сможет изложить и обосновать ответы на эти вопросы, тогда следует рассматривать и выстраивать основные принципы педагогической технологии.
В условиях системы дополнительного образования правильный выбор педагогических технологий и есть большая возможность мониторинга результативности педагогической деятельности.
Ведь право выбора технологий в большей степени принадлежит педагогу. Выстраивая программу развития коллектива, объектом педагогической технологии должно стать огромное количество способов организации различных видов деятельности. Следует не бесконечно расширять набор программ, а искать такие формы и методы, которые обеспечат комфортные условия развития ребенка.
Отличительная черта дополнительного образования в том, что наши технологии должны не только давать определенную информацию по той или иной проблеме, а главное - включать ребенка вместе с педагогом в активную позицию.
Результат деятельности учреждений дополнительного образования многомерен и, конечно, результаты, выраженные в детях, обладают некоторой относительностью. Но сколько бы не было споров по данной проблеме "Как оценить результативность педагогической деятельности?". Любое дело должно быть нацелено на конечный результат. Поэтому необходимо очень серьезно и глубоко строить педагогический прогноз на основе анализа. Делать объективную оценку деятельности педагога необходимо. Результат следует рассматривать с различных "Точек зрения".
С одной точки - результатом можно считать сумму достижений: Звания, места, награды, результаты конкурсов и соревнований.
И о чем уже неоднократно ведется спор на уровне всех ступеней управления. Да, достижения нужны, но какова цена достижений, какие средства и силы внесены в этот результат?
С другой точки: нет знаний, мест, наград, но интересна и разнообразна система взаимоотношений на основе общественной нравственности;
качество образования соответствует и возможно выше общепринятых стандартов;
способность выполнить в полном объеме, в срок и качественно данное слово;
способность проявить организационные навыки лидера и помочь другому;
умение вести системную опытническую работу и длительный эксперимент;
способность вести научно-исследовательскую работу.
Так, например, проблемные лаборатории в объединении "Деловые шаги" не позволяют громко и красиво заявить на какое-то звание или место. Но они позволяют воспитанникам найти ответы на ряд жизненных вопросов.
За несколько дней детям предлагаются проблемы, воспитанники имеют возможность выбрать для себя наиболее интересующую или волнующую его.
В ходе последующего времени работают микро коллективы. Методом "мозгового штурма" собирается "копилка" идей и выбираются наиболее продуктивные для дальнейшей работы.
В этой позиции основным объектом выступает ребенок. Показатель результативности здесь тоже приравнивается к его личностным качествам, к его позиции по данной проблеме.
Стремление помочь детям в выборе их жизненного пути, всегда было свойственно определенной части взрослого населения. В этом плане все большей частью ориентированы учреждения дополнительного образования.
Исходя из этого, прослеживаются две позиции в оценке результатов деятельности.
Ведь любая деятельность, особенно ребенка, сознательно управляется субъектом для достижения качественной цели, т.е. педагог, взрослый задает порой параметры на результат развития личности ребенка и становится главным субъектом деятельности, а ребенок основным объектом. Однако следует заметить, что при такой позиции наблюдается много формальностей.
Следует выстраивать цели результата деятельности ребенка в связи с его оценкой, параметры и критерии оценки разрабатываются не на результате, а на основе самой деятельности.
Этот подход хорошо построен в клубе "Тэкэндо", где воспитанники в результате четко спланированной, порою кажущейся монотонной, деятельности, получают результат, т.е. установка самого ребенка и педагога на регулярные занятия в избранной сфере деятельности. Умело выстроенные педагогические технологии в процессе занятий дифференцированно, на основе устойчивых умений и навыков, общего личностного развития переходят в установку на успех.
Формирование у детей установки на успех должно быть многопланово и очень кропотливо. Прежде чем давать, а вернее формировать установку на успех необходимо создать атмосферу успешного сотрудничества. Дать ребенку понять, каковы его реальные возможности, чем он отличается от других, и что он может внести в общее дело. Следуя принципам "педагогики успеха", помогая ребенку на деле продвигаться по лестнице достижений, формируется у него адекватная самооценка, как основа его постоянного личностного роста.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--