Статья: Обзорная справка « Проблемы утилизации отходов »
До 1990 года в СССР в системе Госснаба существовала система учета и использования вторичного сырья. Считалось, что использование вторичных материалов является мощным фактором ресурсосбережения. Для оказания эффективной научно-инженерной помощи в вопросах ресурсосбережения и использования вторичного сырья при Госснабе СССР функционировал специализированный институт вторичных ресурсов (ВИВР).
При переходе к рыночной системе хозяйствования старые методы перестали работать, не были созданы условия, которые стимулировали бы сбор и использование вторичного сырья в новых условиях. Специализированные предприятия, занимавшиеся переработкой вторичных материалов, акционизировались и частично перешли на другие виды деятельности, что привело к резкому уменьшению сбора и использования вторичного сырья.
Для сбора вторичных ресурсов в Москве существовала развитая система, которая включала в себя производственно-заготовительные предприятия (9), производственные участки (32) и приемные пункты (218).
Известно, что значительную роль в обеспечении экологической безопасности играет решение вопроса хранения, переработки и утилизации отходов.
Все отходы можно разделить на две большие группы: Твердые бытовые отходы (ТБО) и отходы производства.
ТБО – это в основном бумага, пластмасса, стекло и пищевые отходы.
Отходы производства можно подразделить на:
Радиоактивные;
Медицинские;
Биологические;
Строительные;
Отходы транспортного комплекса;
Промышленные.
В настоящее время объективным сдерживающим фактором в развитии городской системы сбора, переработки отходов производства и потребления можно назвать такие задачи, как отсутствие нормативной базы, адекватной современным требованиям к состоянию экологической среды, транспортировки отходов, их хранения, переработки, сбыта переработанного сырья, захоронения и сжигания отходов.
Отходы потребления
Объемы образования ТБО в городе складываются из двух потоков: от жилого фонда и от общественных и коммерческих организаций и учреждений. В количественном отношении потоки составляют из жилого фонда – 1,9 млн.т/год (60% от всех собираемых ТБО), из общественных и коммерческих организаций и учреждений – 1,2 млн.т/год (40% от всех собираемых ТБО). Из всего объема ТБО только 10% подвергаются промышленной переработке на городских объектах, 62% вывозится на подмосковные полигоны, 24% подвергается уплотнению на мусороперегрузочных станциях, Кроме того, в городе в 2001 году образовалось 620 тыс. т. крупногабаритного мусора, который вывозится на подмосковные полигоны без переработки.
Сбор и вывоз контролируют организации жилищно-коммунальной сферы. Известно, что большая часть бытовых отходов, которые попадают в сборочные контейнеры может быть пущена на переработку. Но существует проблема сортировки отходов. Если бумага еще на стадии образования мусора в ведре у жителя смешивается с подпорченными продуктами, то она уже не может быть сырьем для переработки. В городе должна быть создана сеть приемных пунктов твердых бытовых отходов, один пункт на 10 тысяч жителей. Создать такую сеть могли бы коммунальные службы города. Учитывая трудности с отводом земельных участков, подключением к электроснабжению, водоснабжению и канализации. В дальнейшем эти пункты могут быть или проданы на рынке услуг, или преданы в аренду малым предприятиям, которые будут вести всю работу по сбору отходов. Таким образом, затраченные городом средства будут возвращены в бюджет.
Санитарная очистка города от ТБО в настоящее время базируется на утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 05.05.1992 № 239 «Концепции схемы санитарной очистки города от ТБО до 2010 года», в которой сформулированы следующие стратегические задачи:
совершенствование системы сбора и транспортировки ТБО, переход к двух стадийному вывозу ТБО за счет строительства мусороперегрузочных станций;
внедрение индустриальных методов переработки ТБО на базе строительства новых мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов и реконструкции действующих;
ввод в эксплуатацию новых и рекультивацию существующих полигонов захоронения ТБО с учетом современных природоохранных требований.
Головной организацией в сфере обращения ТБО города Москвы является ГУП «Экотехпром» - первая в России специализированная городская организация, профессионально выполняющая в комплексе работы по санитарной очистке города от ТБО и имеющая в своем составе транспортные подразделения, мусороперегрузочные станции (МПС), заводы по термическому обезвреживанию ТБО и завод «Эколог» по утилизации биологических отходов, а также полигоны захоронения ТБО.
Следует отметить, что использование этапов мусоро-перегрузки и мусоропрессования в технологии санитарной очистки города позволило значительно повысить эффективность и экономичность вывоза ТБО на полигоны. Прессование ТБО в брикеты высокой плотности сокращает затраты на захоронение ТБО.
Термическое обезвреживание ТБО от жилого сектора в 2001 году составило 285,546 тыс.т
Захоронение ТБО на полигонах и свалках в 2001 году оставалось преобладающим методом размещения муниципальных ТБО города. В 2001 году объем захоронения ТБО от муниципального жилого фонда города составил 1,9 млн.т., т.е. около 90% от общего объема образования.
Однако следует заметить, что ситуация, сложившееся в сфере захоронения ТБО г.Москвы требует корректировки ранее принятых решений:
в последние годы происходит перераспределение потоков ТБО в пользу полигонов, расположенных в десятикилометровой зоне вокруг Москвы, что ведет к ухудшению экологической обстановки в Московском регионе;
размещение ТБО от жилищного фонда города осуществляется зачастую на полигонах, не имеющих лимитов на размещение отходов от г.Москвы, либо имеющиеся лимиты превышаются в несколько раз.
Жилищные организации продолжают заключать договора с полигонами, исходя из принципа минимизации затрат. Результатом чего является рост объемов захоронения ТБО в ближнем Подмосковье.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--