Статья: Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования моторных и психических функций у дошкольников с психомоторными недостатками развития.
1.1 Сущность теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками.
1.2 Опыт эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с недостатками психомоторного развития.
Глава II. Психологические особенности развития пространственного восприятия у детей с психомоторными недостатками.
2.1 Содержание психологических условий коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у дошкольников с аномалиями психомоторного развития.
2.2 Развитие функций пространственного восприятия у детей с аномалиями психомоторного развития в условиях формирующего эксперимента.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка во многом зависит его будущее. Вместе с тем, в настоящее время на первое место выходит проблема нарушений психического и физического развития ребенка, имеющая многочисленные причины. Наиболее распространенной и тяжелой формой нарушения психомоторного развития является детский церебральный паралич (далее ДЦП). Распространенность ДЦП достаточно большая: 34-42 ребенка на 10000 новорожденных. Удельный вес ДЦП в структуре всех психоневрологических заболеваний детей составляет 43, 3 %. У детей с ДЦП, прежде всего выключена из деятельности важнейшая функциональная система -двигательная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, является одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей с ДЦП Своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП. является необходимым условием коррекции их состояния и дальнейшей социализации. Одним из эффективных способов коррекции психомоторных нарушений у детей с ДЦП является коррекция пространственного анализа и синтеза, определяющие дальнейшие возможности и перспективы развития и усвоения программных материалов в условиях детского специализированного учреждения.
В исследованиях отечественных и зарубежных специалистов отмечается замедленное развитие психомоторных функций у детей с церебральным параличом, особенно на ранних этапах постнатального онтогенеза. [Бадалян Л.О., Мастюкова Е.М., Семенова К.А.]. Специальные психологические исследования особенностей развития сенсорных, когнитивных и интеллектуальных процессов при ДЦП в зарубежной и отечественной литературе представлены крайне недостаточно. Ряд авторов связывают нарушения познавательных процессов при ДЦП с недоразвитием моторики [Данилова Л.А., Ипполитова М.В., Мамайчук И.И.,]. В исследованиях других авторов подчеркивается, что нарушения восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентации при ДЦП обусловлено двигательной недостаточностью, и с увеличением степени тяжести дефекта эти нарушения более выражены. Данные авторы указывают, что нарушение функций восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентации при ДЦП характеризуется двигательной недостаточностью церебрально-органического происхождения. [Мастюкова Е.М., Симонов П.В.].
Целью исследовательской работы является выявление условий развития и коррекции функции пространственного анализа и синтеза у детей с детским церебральным параличом процессе выполнения физических упражнений.
Объектом исследования дипломной работы являются дети, страдающие детским церебральным параличом.
Предмет исследования – психологические условия формирования функций пространственного анализа и синтеза у детей и коррекция его нарушений при проведении групповых физических занятий.
Рабочая гипотеза исследования состоит в предположении:
- в процессе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно развить у детей с выраженными нарушениями психомоторного развития функции пространственного анализа и синтеза (ориентировки), достаточные для последующего успешного обучения и социальной адаптации.
Исходя из цели и рабочей гипотезы, определяются задачи исследования: - анализ особенностей работы детского психолога в условиях специализированного детского учреждения в соответствии с направлениями развития психики ребенка;
- выявить взаимосвязь различных видов восприятия с развитием предметно-практической деятельности;
- определить роль пространственных нарушений в развитии психики ребенка;
- определить эффективные методы коррекции в формировании операционного компонента, то есть операций анализа и синтеза;
- разработать алгоритм физкультурной активности детей с нарушениями пространственных представлений.
Методологической основой исследования является концепция целостного и системного подхода к психическому развитию человека (Ананьев Б.Г.), фундаментальные положения специальной психологии, психофизиологии и коррекционной педагогики о роли пространственного восприятия в психическом и физическом развитии ребенка. В исследовательских работах ряда авторов подчеркивается, что нарушения психического развития при ДЦП тесно связаны с сенсорными расстройствами. Особенно с недостаточностью ощущений собственных движений [Выготский Л.С., Лурия А.Р.]. Двигательные нарушения у детей с ДЦП представляют собой своеобразные отклонения моторного развития, которые без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка [Калижнюк Э.С., Семенова К.А., Мастюкова Е.М..]
Методы, применяемые для решения поставленных задач при проведении данного исследования, включают в себя:
- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
- методы психологического исследования пространственных представлений;
- методы оценки двигательных возможностей;
- психологический формирующий эксперимент по развитию пространственного анализа и синтеза при выполнении физических упражнений;
- включенное наблюдение;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--