Статья: Психология привлекательности фашизма

Фашизм привлекателен и может достичь успеха только в том случае, если его идеология и пропаганда имеет определенное сходство с мыслями и стремлениями широкой категории народных масс. «Фюрер» может «творить» историю только тогда, когда его личность соответствует личностным характеристикам широких слоев общества. При этом чрезвычайно важно знать, что у людей всегда существуют действующие динамичные элементы психики, которые делают возможным добровольный отказ человека от свободы, принятие и поддержку фашизма [Фромм Э., 2005].

Точное определение фашизму дают его главные характеристики [Soucy R., 2004]:

1. Непримиримая борьба с политическим и культурным либерализмом, объясняемая утверждением, что либерализм поощряет моральный релятивизм, безбожие, эгоистичный индивидуализм и таким образом подрывает устои общества.

2. Культ насилия, нетерпимость, репрессии, направленные на инакомыслие, на все «чужое», объясняемые необходимостью защищаться против сил несущих нравственный и культурный «упадок». Для фашистов, «упадок» означает: гуманизм, демократию, либерализм, парламентаризм, рационализм, скептицизмом, плюрализм, общечеловеческую культуру. Фашисты всегда указывают в качестве источника и образца «упадка», выбранный ими этнос или группу этносов, объединение людей со своей идеологией или религиозными воззрениями, которых они выставляют источником всех зол, используя для этого все силы пропагандистской машины. Противоположностью «упадка» является «духовность», которая порождает желание умереть за нацию, «обожествление» вождя и созданной им иерархии.

3. Национализм, расизм, геноцид, объясняемые «защитой» нации от «развращения» иностранными влияниями, космополитизмом, международным сотрудничеством, общечеловеческой культурой.

4. Вождь с неограниченной властью.

5. Тоталитарная власть фашистской партии: полное подчинение законодательной, исполнительной, судебной власти, полное подчинение управления силовыми структурами, финансами, экономикой, средствами массовой информации, культурой, наукой, образованием, религиозными объединениями, спортом, отношением полов, семейными отношениями, членам семьи вменяется в патриотическую обязанность сообщить об антифашистских настроениях в семьи, поощряется доносительство детей на родителей и родителей на детей.

6. Милитаризация общества, культ повиновения власти, дисциплины, физической силы, приспособление атрибутов военных организаций для гражданских (униформа, приветствия и т.д.), постоянная готовность к войне.

7. Стремление к мировому господству силовыми методами.

8. Воспитание «нового человека» – «зрелого» существа, физически сильного и «нравственного», презирающего все «слабое» и «мягкое», до смерти преданного вождю и нации, идеям фашизма.

9. Образование, внушающее слепое повиновение власти, препятствующее критическим и независимым взглядам.

10. Противостояние христианскому учению, при внешнем изображении из себя защитников христианской церкви, низложение христианских идеалов любви, смирения и покаяния на том основании, что они подавляют сильные инстинкты, необходимые чтобы доминировать над «низшими» расами, стремление незаметно подменить христианство культом языческого бога войны.

11. Консервативность экономических программ, государственно-монополистические методы регулирования экономики, проблема занятости решается развитием военно-промышленного комплекса и увеличением призыва в силовые структуры.

12. Корпоративизм в основе строительства государства, общество представляется солидарным, бесклассовым, вместо классов вводится понятие «корпорации», каждая корпорация выполняет свою социальную функцию, в гармонии с другими корпорациями. Корпоративистский парламент заменяет собой все традиционные представительские и законодательные органы власти, являет собой «гармоничное сотрудничества» всей нации и уничтожает «вредное» политическое инакомыслие.

Приведенные главные характеристики фашизма определяют его полное проявление, но если тому или иному политическому движению или партии свойственна хотя бы одна их этих характеристик, это уже означает, что движение или партия имеет тенденцию к фашизму и, если этому не будет поставлен заслон, то через некоторое время, несомненно, проявит себя фашистской партией в полной мере.

Фашизм с легкостью маскируется, надевая на себя камуфляж, приемлемый в текущих условиях, при этом всегда заботится, чтобы быть все-таки узнаваемым, т.к. знает о своей непреходящей привлекательности, имеющей основание в психической природе человека и общества. Неофашизм, даже пользующийся ограниченным влиянием в обществе, в обстановке социальных и политических потрясений всегда может сыграть решающую роль в процессе объединения антидемократических, антилиберальных сил и захвата власти.

Вероятность таких событий в любом обществе, в котором находят себе место даже немногочисленные группы неофашистов, далеко не равна нулю. Это так поскольку преобладание разумного в обществе возможно лишь до тех пор, пока сознательные установки и традиционные способы ведения дел еще справляются с решением жизненных проблем, когда они перестают справляться и эмоциональная напряженность в обществе переходит определенный критический уровень, преобладание разумного в обществе исчезает. Коллективное сознание общества подчиняется коллективному бессознательному, на место разумного приходят архетипические лозунги и образы. Это объясняется явлением компенсации – немедленным дополнением любой недостаточности сознательных процессов бессознательными процессами.

Поскольку коллективное бессознательное является резервуаром психической энергии, то при подчинении ему коллективного сознания общество переживает его необычайную энергию как свою собственную, у общества как бы открывается новый источник силы. У общества исчезают сомнения в правильности своих действий и суждений, появляется ощущение всемогущества, что закономерно ведет к тому, чтобы силой заставить других подчиниться требованиям владеющего обществом коллективного бессознательного. Это явление носит название коллективной психической инфляции, она действует на коллективное сознание общества подобно сильному яду и быстро распространяющейся инфекции, общество поражается психической пандемией. Коллективное сознание оказывается во власти архетипов бессознательного, действует по его моделям, и при этом власть бессознательного не осознает.

В такой обстановке на первый план выдвигаются асоциальные элементы населения. Их состояние соответствует коллективному возбуждению общества, охваченного эмоциональными предрассудками и фантастическими чаяниями. В такого рода среде они чувствуют себя на высоте, они к ней приспособлены. Они по собственному внутреннему опыту знают язык таких состояний и умеют говорить на нем. Их идеи настроены на коллективное безумие и находят в нем питательную среду, они глашатаи тех мотивов и настроений, которые у нормального человека дремлют под покровом здравого смысла.

При подчинении коллективного сознания архетипам коллективного бессознательного общество ложно переживает себя обладателем харизматического качества этих архетипов, идентифицирует себя с содержанием, которым не обладает и которое не контролирует. Эта ситуация, в конце концов, разряжается массовым психозом, который заявляет о себе в виде соответствующих политических движений.

Одним из архетипов, которым проявляет себя коллективное бессознательное, является «тень» - сумма всех тех непривлекательных качеств, которые мы предпочитаем скрывать. Коллективная «тень» – это «тень» расы, нации, общества или группы. Поскольку «тень», содержит все то, что коллективное сознание не хочет признавать, то любые проявления «тени», которые становятся доступными коллективному сознанию отвергаются и энергично вытесняются в бессознательное. Чем активней проявления нашей «тени» вытесняются из нашего коллективного сознания, тем активней бессознательно проецируется на «других», т.е. ложно «другим» приписывается. При этом процесс вытеснения проявления «тени» еще наделяет добавочной энергией негативные содержания бессознательного. Так возникает невротическое, и даже психотическое общество, для которого характерно навязчивое стремление к конфликтам и саморазрушению, такому обществу нужны враги и оно будет с успехом их создавать.

Когда у всего общества появился общий враг, то человек захватывается массовым движением борьбы с этим врагом, и его сознание уступает власть архетипам коллективного бессознательного. У человека захваченного массовым движением высвобождается динамический потенциал человека толпы, на волю вырываются те чудовища и демоны, которые дремлют в любом человеке. Войдя в массу в качестве одной из ее составных частей, человек бессознательно опускается на более низкий моральный и интеллектуальный уровень, между безумцем и толпой нет большой разницы, потому что обоими движут безликие, непреодолимые силы [Юнг К. Г., 1996].

Языческие верования наряду с возвышенным и дружелюбным наполнены зловещими мифами и символами, это не случайно, они архетипичны, через них проявляет себя коллективное бессознательное, наша бессознательная природа. Языческие мифологемы в своей первобытной форме, продолжают тлеть внутри нас и могут в любой момент вспыхнуть и дать нам ощутить свою разрушительную силу под видом массовых внушений, против которых личность беззащитна. Правящие архетипы могут прекратить царствовать, уступить место другим архетипам, например, христианским, но могут и вернуться в любое время. История войн и насилия на европейском континенте убеждает в том, что языческие архетипы, только изредка и на краткое время уступают христианским архетипам правящее положение.

К. Г. Юнг связывает немецкий фашизм с подчинением немецкого народа власти архетипа, который олицетворяется языческим богом Вотаном. Языческий бог бури и неистовства Вотан проснулся, как потухший вулкан, и занял свой трон в коллективном сознании. Он высвободил сильные чувства и страсть к войне, он проявился, когда христианские архетипы любви, смирения, миролюбия, покаяния и космополитизма оказались слишком слабыми, чтобы спасти христиан от братоубийственной резни. Вотан подхватил все лежащее на его пути и вырвал с корнями все, что не крепко держалось. Архетип, олицетворяемый Вотаном, объясняют фашизм во многом лучше, чем экономические, политические и психологические факторы, сложенные вместе [Юнг К.Г., 1996]. У славян есть олицетворение близкого архетипа – славянский бог Стрибог, повелевающий ветрами. Есть близкие Вотану боги и у других народов.

Всякий раз, когда человек встречается с ситуациями, имеющими архетипический аналог в бессознательном, соответствующий архетип немедленно активируется и его психическая энергия проецируется на внешний объект, и тогда оказывается, что данный объект или ситуация исполнены для вас таинственной силы или очарования. Попав во власть архетипа вождя, люди испытывают настоятельную потребность найти для себя существующего «во плоти» человека, чтобы спроектировать на него свойства архетипа, сотворить из него кумира [Юнг К.Г., 1996]. Когда мифологические, символы, выражающие первобытность, насилие, жестокость, короче говоря, всю власть тьмы, появляются во снах или фантазиях большого числа людей, они начинают собирать их вместе как под действием магнита, формируется толпа, в ней находится лидер из числа тех, у кого наименьшее чувство ответственности и наибольшая воля к власти. Лидер позволяет толпе сбросить все, что готово упасть, и толпа следует вслед за ним с непреодолимой силой снежной лавины.

Внешний мир, в котором мы живем, в любой момент может поразить какой-нибудь новый страшный мор, в нем континенты могут тонуть в океане, а полюса менять свое местоположение, точно так же в нашем внутреннем мире в любой момент может произойти нечто аналогичное, ничуть не менее страшное и грозное, пусть всего лишь в форме идеи. Неумение приспособиться к этому внутреннему миру влечет за собой не менее серьезные последствия, чем невежество и неприспособленность к обстоятельствам мира внешнего. Психические неурядицы нормального человека находят выход в социальную и политическую сферу, принимая форму массовых психозов, когда личность в раздоре сама с собой, то за этим следуют классовые, расовые, этнические и религиозные войны.

В народных массах существует сила торможения, которая имеет не только консервативный, но и разрушительный характер. Она постоянно препятствует реализации деятельности борцов за свободу. Это консервативная сила порождается общим для народа чувством страха перед ответственностью и свободой. Этот страх глубоко коренится в природе современного человека [Райх В., 1997].

Фашисты знают это и заявляют, что народные массы биологически не приспособлены к свободе и стремятся подчиняться авторитарной власти, поэтому авторитарно-тоталитарный режим является единственной возможной формой правления для людей.

Неподготовленные народные массы действительно не способны к свободе, но эта неспособность не является абсолютной, врожденной и вечной. Эта неспособность является результатом предыдущих социальных условий жизни, она сформировалась в процессе исторического развития. Следовательно, эта неспособность поддается изменению [Райх В., 1997]. Но изменению неспособности к свободе народных масс мешает распространенная иллюзия о том, что психологическая структура современной личности непосредственно способна к свободе и самоуправлению или, другими словами, внедрение формальной демократии в систему государственной власти обеспечит возможность осуществления социальной свободы и приведет к победе справедливости над несправедливостью.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 135
Бесплатно скачать Статья: Психология привлекательности фашизма