Статья: Результаты психолого-педагогического эксперимента «Диагностика и формирование осознанности выбора профиля обучения

Представлены результаты психолого-педагогического эксперимента, проведенного на базе средней общеобразовательной школы № 1 села Александровского. Полученные данные отражены в таблицах и диаграммах.

Второй год муниципальная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 села Александровского работает по проблеме вхождения в профильную школу. Вот некоторые результаты работы педагогического коллектива и диссертационного исследования на базе школы по теме «Диагностика и формирование осознанности выбора профиля обучения у девятиклассников в условиях модернизации школы.

Разработанная программа элективного курса «На пути выбора» и изучения способностей, склонностей, интересов и личностных особенностей обучающихся говорят о положительных результатах данной работы: 90% девятиклассников к концу учебного оказываются готовыми к выбору профиля дальнейшего обучения, а большинство десятиклассников удовлетворены выбранным профилем и успешно учатся в данных классах. Итоговый контрольный тест, проведённый в конце курса «На пути выбора» позволяет сделать вывод, что девятиклассники усвоили теорию и практику. Сравнительный анализ начального и итогового теста показывает увеличение уровня теоретической подготовки учащихся на 1 - 2 балла.

Они получили следующие знания:

- о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

- о возможности получения образования по избранному профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности.

Владеют следующим умениями:

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения, и пути продолжения образования;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- выполнять пробы профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт. Важным результатом работы является сформированность у девятиклассников готовности к выбору обучения, которая определилась по следующим критериям:

1. Выраженность ценностных ориентации, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования, проявляется у 90% учащихся.

2. Представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения - у 85% девятиклассников.

3. Информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения - у 95% учащихся 9-х классов.

4. Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных в профессиональном обучении - у 88%.

Весь экспериментальный период нами осуществлялась психологическая поддержка учащихся, которые уже учатся в профильных классах. Вся провидимая работа показывает, что учащиеся успешно адаптируются в новых условиях обучения. В связи с тем, что учащиеся 10-х классов находятся в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий, новые виды работ, изменившиеся объёмы работ и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их адаптации. Социальные и социально-психологические факторы, связанные с адаптацией, изучались с помощью специально разработанной анкеты. На основе ответов оценивались такие характеристики, как:

1) удовлетворённость деятельностью;

2) факторы, препятствующие удовлетворённости;

3) легко ли учиться;

4) связь будущей профессии с профилем обучения;

5) самочувствие после уроков;

6) трудности при обучении;

7) отношение к выбору профиля;

8) труднее ли учиться по сравнению с 9-м классом;

9) ожидания от деятельности.

Таблица 1 - Сводная таблица результатов изучения адаптации учащихся в профильных классах

Параметры изучения Количество учащихся, в %
Гуманитарный профиль Физико-математический профиль
Удовлетворённость деятельностью 90 89
Существование факторов, препятствующих удовлетворённости 10 11
Легко учиться 56 51
Связь будущей профессии с профилем обучения 90 85
Хорошее самочувствие после уроков 67 69
Наличие трудностей при обучении 15 20
Положительное отношение к выбору профиля обучения 92 89
Труднее учиться по сравнению с 9-м классом 45 51
Ожидания от деятельности с положительной перспективой на будущее 87 82

Из данной таблицы видно, что учащиеся адаптируются в профильных классах успешно. Однако для них это новый вид отношений, обучения. Поэтому помимо тщательного их изучения и консультирования психологом нужна ещё и целенаправленная работа преподавателей по подготовке их к профилю обучения, что подтверждает и наличие трудностей в обучении и адаптации десятиклассников. Это может быть связано со случайностью выбора дальнейшего профиля обучения без учёта своих способностей и возможностей под влиянием чужого мнения.

В основном же учащиеся легко адаптировались к новым отношениям в условиях выбранного профиля, а это говорит о важности изучения способностей, интересов, склонностей девятиклассников и необходимости формирования у них осознанного выбора дальнейшего профиля обучения.

С целью выявления удовлетворённости профилем обучения среди учащихся десятых классов была проведена методика «Анкета старшеклассника». Опрошено 63 учащихся. Проведённый анализ анкетных листов показывает, что учащиеся девятых классов удовлетворены выбранным профилем обучения (89% опрошенных). Об этом также свидетельствует достаточное понимание учащимися профильных предметов. Элективные курсы учащихся устраивают. Большинство учеников собирается продолжить обучение в вузах, их привлекает возможность подготовиться к поступлению. Из ответов ясно, что выбор десятиклассниками был сделан осознанно. Многие умеют организовывать учебную деятельность в школе и дома. Они общительны, их интересы многообразны. У них есть время и для чтения книг, и для занятия любимым делом. Уровень образования родителей разнороден. Однако у десятиклассников просматривается чёткое стремление получить высшее образование. Большинство учащихся осуществили выбор будущей профессии, ставят перед собой реальные жизненные цели, предприимчивы, оптимистичны, верят в успех. Повторное изучение интересов, склонностей и способностей десятиклассников подтверждает их успешность обучения в профильных классах. Они сохраняют устойчивый интерес к избранной деятельности, проявляют больше инициативы, занимаются самообразованием. Повысился уровень способностей у учащихся в физико-математическом классе, в гуманитарном - остался стабильным. А также у учащихся в профильных классах повышается балл успешности деятельности.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 102
Бесплатно скачать Статья: Результаты психолого-педагогического эксперимента «Диагностика и формирование осознанности выбора профиля обучения