Статья: Роль понятия чести в политической жизни Советской России
Утверждение у власти партии большевиков привело к постепенной деградации их моральных принципов. Забота о чести партии, собственной революционной чести - забота, обусловливавшаяся необходимостью поддержать морального авторитета в конкуренции с другими претендующими на власть партиями. - была утрачена. Монополия власти растлевающе действовала на ее носителей. Единственным видом чести стала "честь, пребывания в партии" (а лучше - в ее руководстве).
Уже с начала 1920-х годов в ВКП(б) был взят курс на подавление и разгром внутрипартийного меньшинства. Большевики не понимали, что человек, отрекшийся от своих убеждений публично - пусть во имя партийной дисциплины, - не может быть человеком чести и может лишь идти по пути нравственного падения.
Вскоре покаяния и самобичевания (ранее бесчестящие революционного деятеля) стали привычными для т. н. "ленинской гвардии". Представители гвардии, по определению долженствующие "погибать, но не сдаваться", стали поодиночке и группами сдаваться на милость сконструированного интригами Сталина большинства.
До сих пор полностью и даже в значительной степени не раскрыты многочисленные архивы, публикация документов из которых позволила бы пролить свет на действительное поведение и подлинные его мотивы виднейших представителей "ленинской гвардии". Вот почему, на наш взгляд, на нынешнем этапе исторического познания в комплексный круг источников, рассматриваемых вкупе с документами и комментариями, могут войти и художественные произведения. Мы оставляем за краем страниц известную повесть А. Кестлера "Слепящая тьма", поскольку автор его стремился воссоздать лишь предельную логику поведения абстрактного, "обобщенного" революционера у власти. Книга же А. Рыбакова "Тридцать пятый и другие" дает неплохой опыт культурполитичсского анализа.
Несмотря на критическое отношение к данной книге многих публицистов, с исторической точки зрения роман в значительной степени основан на подлинных высказываниях реально существовавших деятелей. Вот почему нижеприведенные строки кажутся нам уместными в нашем историке - политическом исследовании. Удачна в психолого-политическом отношении сцена разговора начальника иностранного отдела НКВД Слуцкого с арестованным Смирновым:
"Иван Никитич, - возможно ласковее сказал Слуцкий. - .. Помогите партии сокрушить Троцкого. Для этого вам придется признаваться в кое-каких неприятных вещах, более того, в вещах, к которым вы не имели никакого отношения, я эго знаю. Но другого выхода нет. ... Я понимаю. вы обижены, вы обозлены, вы дорожите своей честью, во для коммуниста высшая честь - это защищать интересы партии, смиритесь перед партией, ... , иначе смерть, бесславная смерть. ... Или вы публично разоружитесь честным признанием, выполнив свой долг коммуниста и останетесь живы .. Если же не разоружитесь, то будете расстреляны, а ваше имя будет обесчещено на суде, вы умрете как враг Советской власти»51.
Аргументация, как представляется, исторически вполне правдоподобная. Действительно, поскольку интересы партии (понимаемые как воля большинства партии, а чаще - как воля ЦК, Политбюро) уже давно выступают для правоверного большевика, коммуниста синонимом высшей моральной ценности, "чести партии", то личная честь большевика, революционера должна полностью раствориться в этой "партийной чести", которая искупит и покроет любое личное бесчестье.
Столь же филигранно, на наш взгляд, выстраивает А. Рыбаков в своем художественно - политическом исследовании цепочку рассуждений Л. Б. Каменева:
"Каменев хорошо понимал: если он не выйдет на суд, его расстреляют; если выйдет на суд, тоже расстреляют. И в том и в другом случае в глазах народа он умрет как террорист, шпион и контрреволюционер - это они сумеют сделать. Но если он лживым признанием подкрепит неправедные обвинения, могут пощадить его детей. Что ценнее: его честь или жизнь невинных детей? Но ведь честь все равно потеряна. Она потеряна за эти годы непрестанных покаяний, признания ошибок, славословий Сталину. Что добавит к этому позорному списку еще один публичный самооговор? Ничего...»
А. Рыбаков абсолютно точно воспроизводит внутреннюю логику ситуации. Действительно, признания на знаменитом процессе 1936 года лишь завершили череду бесчестных поступков представителей т. н, "ленинской гвардии". Просто здесь чаша бесчестья на вкус оказалась более горькой и не дала уже следовавшего ранее продления политической и физической жизни.
Следуя этой внутренней логике событий, А. Рыбаков вкладывает в уста Сталина подобную систему аргументов:
" - Хотят ли они сохранить жизнь? Безусловно... Хотят сохранить жизнь и Зиновьев и Каменев. На смерть вдут люди, имеющие своя идеалы, готовые погибнуть ради своих идеалов. Зиновьев и Каменев таких идеалов не имеют... и потому им не за что идти на смерть. Есть еще причина, ради которой человек идет на смерть, это честь, честь коммуниста, честь большевика. Обладают ли Зиновьев и Каменев этой честью? Безусловно, нет. Они столько лет обманывают партию и рабочий класс, они давно растеряли честь и совесть - тут им не за что терять жизнь. Они цепляются за жизнь как простые смертные"2.
Представляется, что честь как категория политической менталь-ности виртуозно проанализирована персонажем А. Рыбакова. Это весьма мощная объяснительная модель, позволяющая отыскивать детерминацию в казалось бы необъяснимых массовых самооговорах.
Ведя речь о Бухарине, "любимце партии", мы не станем рассматривать всю его политическую биографию. Достаточно процитировать всего несколько строк из его секретных писем 1936 года в ЦК и Политбюро. Четверть века совместной работы с Каменевым и Зиновьевым в руководстве партии не помешала ему употребить о них такие выражения:
"подлая нечистоплотность", "морально-политическая грязь", "пустозвонный фанфарон", "писклявый провизор-литератор", "троцкистско-зиновьевские мерзавцы", "эти убийцы", "мерзавец Каменев", "подлый двурушник", "этот потенциированный стервец", "гнусная змея". А вот как реагирует Бухарин на расстрел партийных соратников:
"Что мерзавцев расстреляли - отлично: воздух сразу очистился. Это " осиновый кол... в могилу кровавого индюка, налитого спесью, которая привела его в фашистскую охранку ... Что расстреляли собак - страшно рад"3. Этот набор брани уместился на трех - четырех страницах текста тех писем, которые Н. И. Бухарин отправил К. Ворошилову, И. Сталину и в Политбюро.
Вряд ли есть смысл продолжать повествование о представителях т. н. "ленинской гвардии", старательно соблюдавших навязанные им "правила бесчестья". Рассмотрим те фигуры большевистской верхушки, судьбы которых чем - то отличаются от слепленных по единой форме судеб "истинных партийцев».
В 1938 году Федор Раскольников вызывается в Москву с дипломатической работы. Не доезжая до советской границы, он узнает из газет о том, что Верховный Суд СССР заочно объявляет его вне закона. 22 июля 1939 года Ф. Раскольников пишет письмо ''Как меня сделали врагом народа". Объявление меня вне закона продиктовано слепой яростью на человека, который отказался безропотно сложить голову на плахе и осмелился защищать свою жизнь, свободу и честь»
Спустя месяц Ф. Раскольников пишет открытое письмо Сталину "Правда неопровержима": "... Вы культивируете политику без этики, власть без честности ... Вы оболгали, обесчестили и расстреляли многолетних соратников Ленина ... невиновность которых вам была хорошо известна. Перед смертью вы заставили их каяться в преступлениях, которых они никогда не совершали, и мазать себя грязью с ног до головы. ... Вы растлили и загадили души ваших соратников ..., вы обокрали мертвых убитых и опозоренных вами людей и присвоили себе их подвиги и заслуги". Ф. Раскольников упоминает о "бесчестных способах, недостойных государства", которыми Л. М. Карахана, В. А. Антонова-Овсеенко и других заманили в Москву и расстреляли.4
Иной путь отстаивания собственной чести избрали Томский и Гамарник. Однако самоубийство, которое вернуло бы им честь в координатах прежней (дворянской, офицерской) морали, оказалось недейственным способом предотвращения бесчестия в условиях политического режима 1930-х годов,
Об обстоятельствах, предшествующих самоубийству Яна Гамарника сохранилась легенда, согласно которой накануне Блюхер передал Гамарнику слова Сталина: пусть выбирает: либо быть самому судимому вместе с другими "заговорщиками", либо судить их. 31 мая 1936 года Гамарник застрелился.
В приказе Народного Комиссара обороны СССР № 96 от 12 июня 1937 года говорилось: "11 июня перед Специальным присутствием Верховного Суда Союза ССР предстали главные предатели и главари ... изменнической банды ... Бывший заместитель Народного Комиссара обороны Гамарник, предатель и трус, побоявшийся предстать перед судом советского народа, покончил самоубийством"5.
Похожая ситуация сложилась у М. П. Томского. Вспоминает его сын: "Тогда начался процесс над Каменевым, Зиновьевым и другими. После газетной публикации материалов процесса он позвонил Ежову, который тогда был секретарем ЦК ВКП(б) и председателем Комиссии партийного контроля при ЦК и сказал ему: "Если всякую грязь и клевету валят на мою голову, то что мне делать? ... Видимо, я больше партии не нужен". В итоге - похожее газетное сообщение (1936 год) "ЦК ВКП(б): сообщает, что кандидат в члены ЦК ВКП(б) М. П. Томский, запутавшись в своих связях с контрреволюционными троцкистско-зиновь-евскими террористами ... покончил жизнь самоубийством"6.
Таким образом, в перевернутой партийной этике 1930-х годов традиционный поступок чести превращается в симптом бесчестия, подтверждение морального падения, - и лишь нравственный суд потомков может поставить вопрос о пересмотре мотивов политического суицида»7
В ряде случаев партийное руководство скрывало факт самоубийства видного партийного деятеля. Так было в случае с Орджоникидзе. В своих мемуарах Н. С. Хрущев писал: "... "врагов народа" набралось столько, что уже и Орджоникидзе не смог переварить это и застрелился. Покончил с собой честнейший человек, рыцарского склада характера. Без причины такой человек не мог умертвить себя, потому что был коммунист высокого толка и особого воспитания, с высокоразвитым чувством чести. Я так говорю, опираясь на мнение и самого Сталина: беспринципный в вопросах морали, Сталин его осуждал как раз за это"8.
Нужно отметить, что в официальных партийных документах 1920 - 1930-х годов понятие партийной (большевистской) чести практически не фигурирует. Оно возникает post factum, в воспоминаниях и мемуарах.
Так, о пренебрежительном отношении понятию "честь" высшего партийного руководством сообщает А. Г. Авторханов. В конце 192 -х годов в институте Красной профессуры прошли аресты, там было созвано собрание, на которое пришел представитель ЦК ВКП(б). На вопрос из зала, знают ли в ЦК, что арестованные были активными участниками революции и гражданской войны и почему их не предупредили о предстоящих арестах, представитель ЦК сказал: "... Устав партии не есть статус какого - нибудь рыцарского ордена, а инструмент воли партии, во -вторых, почему же это враги в партии должны пользоваться преимуществом предупреждения о предстоящих репрессиях... В ЦК сидят не рыцари ложного понятия чести, а революционеры дела ...»9.
Нельзя не сказать хотя бы вкратце о символической фигуре Л. Д. Троцкого. Симптоматичным является эпизод, описанный С. Струмилиным: "... Вот молодой краснобай Троцкий в Париже, куда я попал, бежав из вологодской ссылки, развязно и убедительно произносит:
- А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести ни совести..."10
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--