Статья: Семантика и функционирование простых прилагательных цветообозначения в поэзии А Блока

А.Блок - бесспорно, самый яркий представитель символизма в русской литературе. В своей поэзии Блок использует изначально присущие цвету свойства символа и его способность порождать массу ассоциаций.

Природа в его поэзии иллюстративна. Она похожа на театральные декорации и изображается им в виде знаков, которые являются символами того или иного образа или чувства. Цвет в создании подобных символов играет важнейшую роль, т.к. способен порождать массу ассоциаций.

Цветовые эпитеты А.Блока - живое движение красок. Создается атмосфера красочности (здесь и далее курсив мой. - Е.В.):

Каждый конек на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе.

Купол стремится в лазурную высь.

Синие окна румянцем зажглись.

(Отдых напрасен. Дорога крута…)

Белой ночью месяц красный

Выплывает в синеве.

(Белой ночью месяц красный…)

Для описания отобрано семь лексико-семантических групп (ЛСГ), называющих наиболее часто встречающиеся у А.Блока абстрактные цветообозначения (ЦО).

ЛСГ с доминантой “белый”

Белый цвет характерен для мира Блока. Прилагательное “белый” сочетается с такими существительными, как птицы, храм, церковь, ангел Бога, зарево, вьюга, мечта, огонь, ложь, русалка и т.д.

Большинство эпитетов наряду с прямым значением (белый лебедь, белое платье, белый цветок) могут получать в контексте метафорический смысл:

Из лазурного чертога

Время тайне снизойти.

Белый, белый ангел Бога

Сеет розы на пути.

(Ранний час. В пути незрима…)

Здесь прилагательное “белый”, казалось бы, представлено в прямом значении, но из контекста виден семантический сдвиг: “лазурный чертог” - нечто одухотворенное, божественное, поэтому “белый” характеризует чистоту, ясность предвестника Прекрасной Дамы. Сема чистоты уже заложена в белом цвете.

Б.Соловьев отмечает, что у Блока “эпитет словно бы взрывает обычное представление о предмете повествования, поэт неожиданным образом сталкивает прилагательное с обозначаемым им явлением, переводя понятия духовного и морального порядка на сложную цветовую гамму [1, c. 71].

Как ты лжива и как ты бела!

Мне же по сердцу белая ложь…

(Днем вершу я дела суеты…)

Излюбленным приемом Блока является употребление белого цвета как ауры, сопровождающей описываемый предмет: белая мечта, белая смерть, белый стан, белая пристань:

Ты услышишь с белой пристани

Отдаленные рога.

(Последний путь)

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 231
Бесплатно скачать Статья: Семантика и функционирование простых прилагательных цветообозначения в поэзии А Блока