Статья: Сервис безопасности - возрастающий фактор самоорганизации общества

Ю. Воробьев, заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ, председатель Экспертного совета МЧС России

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека во все времена было и остается ключевой задачей его жизненной организации. Социализация, т.е. организованная совместная жизнь людей в обществе, как и строительство общественных отношений, формировались из жизненно необходимых совместных общих потребностей человека, обеспечение которых было возможно только при соответствующей организации взаимодействия, разделении труда и ответственности, соблюдении определенных правил, традиций и законов.

Безопасность - одна из общих для всех людей потребностей. Она представляет собой состояние, обусловленное неудовлетворенностью личности окружающими условиями, необходимыми для ее безопасной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Исследования показывают, что данная потребность является изначальной и свойственна как человеку, так и всем живым организмам. Но в отличие от них, у человека она не ограничивается только инстинктом самосохранения, а связана с желанием обеспечить безопасность своих близких, сограждан, общества и цивилизации в целом.

Безопасность человека лежит в основе построения отношений в обществе, государстве и в иерархии других направлений безопасности, таких как военная, экономическая, общественная, информационная, национальная; является ключевой, главенствующей, так как все эти «безопасности», в конечном счете, должны обеспечивать безопасность конкретного человека.

Исходя из вышеуказанного и изучая практику изнутри, как и опыт многих катастроф, стихийных бедствий в России и других странах, приходишь к выводу: главенствующая безопасность - безопасность человека, может поддерживаться на достаточном уровне только через соответствующую, правильно выстроенную социальную организацию, где приоритеты безопасности поддерживаются всеми направлениями цивилизованного социума.

При этом обеспечение безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Важным является также и то, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, передаваемых из поколения в поколение.

Когда мы говорим о безопасности человека, то имеем в виду не только угрозы, которые напрямую ведут к его гибели, но и которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации «скелета» или системы обеспечения безопасности человека. Такие системы выстраивались столетиями, усложняясь вместе с социальной организацией человека, в которой последние века основную роль начинает играть государство со всеми своими многочисленными инструментами и исполнителями, роль которых в человеческом обществе имеет огромное значение.

Государство активно включилось в строительство системы безопасности человека, на первых порах это была его основная задача. Считается, что сплочение людей перед лицом различных угроз и опасностей и стало главной предпосылкой появления государств. Усложнялась система обеспечения безопасности по мере создания государством своих институтов и техносферы. Так были построены армия, военная промышленность, фортификация территорий и т.д. А затем началась борьба с болезнями и голодом, нищетой и несправедливостью. Формировалась и структура промышленной безопасности. В этой работе создавались стимулы для развития экономики государств, и на определенном этапе развития (особенно это проявилось в XVIII-ХХ веках) политэкономические идеи взяли верх над идеей обеспечения безопасности человека.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро на Всемирной конференции по проблемам устойчивого развития нашей цивилизации, где были представлены практически все государства мира, прозвучала мысль о том, что в XXI веке может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида. Стиль жизни современного человека характеризуется главенствующим императивом потребительства и ведет к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду. Результатом этого станут истощение в самое ближайшее время запасов невозобновляемых ресурсов Земли и многократное превышение антропогенной нагрузки на биосферу.

В такой ситуации на первый план вновь выходят приоритеты безопасности человека с необходимостью построения надежной системы ее обеспечения через идею устойчивого развития.

Примитивизация подходов к строительству системы безопасности человека, сведение всех дел лишь к военной, экономической или еще какой-либо безопасности, недопустимо, ибо напрочь перечеркивает все усилия и ресурсы, которые вкладываются в это строительство. Достаточно привести лишь один пример - пренебрежения нравственными и этическими принципами воспитания человека, это оставило в истории глубокие раны, отбросив развитие некоторых государств на века. Так произошло с Римской империей, Германией, Советским Союзом и т.д. И это лишь хорошо известные примеры, когда ни военная, ни, так называемая, «государственная безопасность» не смогли спасти от исторического краха. Поэтому столь необходимы совместные, комплексные и скоординированные усилия людей, общества, власти, общественных организаций и научных сообществ.

Система обеспечения безопасности человека должна быть комплексной и планироваться на далекие перспективы. Чем дальше мы видим свои угрозы, тем больше имеем возможностей для их предотвращения, но только при соответствующей социальной организации, созвучной этим «сигналам».

Понятно, что политическая власть в государстве не может быть так прозорлива. Обеспечивать эту стратегию призвана академическая наука - авторитетная в государстве. Ее голос должны услышать представители политической элиты, реально обеспечивающей управление государством.

Преследуя подобные цели, в МЧС России в 2007 году создан Экспертный совет. Его задача - осуществление экспертной поддержки управления при подготовке и принятии решений на ведение работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций или спасению людей и защите территорий, когда штатных ресурсов МЧС России не хватает и требуются дополнительные консультации. Кроме того, Совет оказывает консультации по вопросам стратегического планирования безопасной жизнедеятельности, осуществляет экспертную поддержку прогноза развития чрезвычайных ситуаций, а также анализ мер по их предотвращению; проводит независимую экспертизу документов, определяющих государственную политику, и дополнительную научную экспертизу проектов нормативных правовых актов в области безопасности жизнедеятельности.

В Экспертный совет вошли представители общественных и научных организаций, а также ученые и специалисты по всем направлениям их профессиональной и научной деятельности. Отбор кандидатов осуществлялся на основе всеобщего признания их профессионализма, компетентности и высокого уровня специальных знаний с соблюдением принципа гласности и при согласии на добровольное участие в работе Совета.

За обеспечение различных направлений безопасности человека в государстве отвечают соответствующие институты его управления через министерства и ведомства, в субъектах Российской Федерации -через соответствующие структуры исполнительного органа. Государство в своем бюджете должно уделять основное внимание финансированию институтов обеспечения безопасности человека, оправдывая тем самым свое главное предназначение.

Стратегическое планирование развития государства в составе мирового сообщества должно также осуществляться с учетом императивов безопасности человека, например, через идею устойчивого развития цивилизации.

Но тогда как быть с нашей личной самоорганизацией? Безопасность человека не может быть достаточной лишь через объединенные усилия общественно-государственной системы, требуется и личное участие каждого через его целесообразную деятельность. Именно от личностных качеств, характера деятельности отдельных людей и зависит их собственная безопасность. Кроме того, безусловным является и тот факт, что доминанта безопасного поведения коллективов людей, социальных групп и общества в целом будет в существенной степени зависеть от качеств и свойств составляющих их индивидуумов.

И если государство, призванное, прежде всего, обеспечивать безопасность своих граждан, создает специальные институты, планирует финансовые и материальные ресурсы на организацию защиты этих граждан, то и они точно так же обязаны обеспечивать безопасность своей жизнедеятельности.

Это зависит, прежде всего, от мировоззрения человека, системы ценностей и идеалов. Другим существенным фактором являются подготовленность человека, уровень его знаний и умений, характер воспитания. Немалую роль в этом процессе играют и личные качества людей. Кроме того, из психологии и педагогики известно, что успех любой деятельности зависит от мотивации, стремления и желания ее безопасно осуществлять. Это - во-первых.

Во-вторых, управление всеми инфраструктурными составляющими государства, общества и хозяйства должно вестись людьми подготовленными, умеющими планировать и осуществлять безопасную деятельность производства, города, области; организовывать спасательные работы и оказывать помощь пострадавшим.

И наконец,«сервис безопасности». Что это за сегмент общественной организации разделения труда, и что он может привнести в обеспечение безопасности человека? Какое место в экономике государства ему отведено, и какова его профессионализация? Под «сервисом безопасности» понимается набор услуг и товаров, позволяющих обеспечить безопасность человека, которые в дополнение к государственной защите предоставляет рынок.

Идея сервиса безопасности возникла при более пристальном рассмотрении вопроса обеспечения безопасности на автодорогах, акваториях, в процессе организации отдыха, туризма, другой индивидуальной деятельности. Стало ясно, что необходимый набор условий безопасности не в состоянии обеспечить ни одна из существующих государственных систем. Даже полученные в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности знания не могут гарантировать защиты, так как нет определенных материальных условий, получение или приобретение которых формировало бы новый спрос на рынке услуг. При этом данные услуги не всегда производятся и предоставляются потребителям.

Вот именно о них-то и идет речь: их недостает в обеспечении безопасности, а потому их производство и следует организовать. Они могут стать широко востребованным товаром при планировании собственной и коллективной безопасности.

Следует подчеркнуть связь сервиса безопасности и реализуемых национальных проектов, основными задачами которых являются повышение качества российского образования и его информатизация; повышение качества и укрепление материально-технической базы «скорой медицинской помощи»; усиление профилактической направленности здравоохранения; повышение уровня обеспеченности населения жильем; развитие мясного животноводства, малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и многое другое.

Очевидно, что для решения данных задач требуются определенные условия. Помимо того, что само общество должно быть готово к их выполнению, необходимы нормативное правовое, организационное и техническое обеспечение, как и другие его виды. При этом важнейшим из них является обеспечение безопасности в тех областях, в которых реализуются проекты.

Например, без обеспечения безопасности образовательных учреждений и самих учащихся невозможна реализация национального проекта в области образования. Без проведения мероприятий по информационной безопасности компьютеризация и интернетизация всех школ будут иметь негативные последствия: через всемирную компьютерную сеть могут поступать деструктивная информация или же осуществляться атаки хакеров и т.п. Или без привития населению норм и правил здорового образа жизни, обеспечения защиты лечебных учреждений невозможно достичь успехов в области здравоохранения. Все это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной деятельности под названием «сервис безопасности».

Все эти мероприятия осуществляются в различных сферах жизнедеятельности, что требует привлечения множества частных структур и государственных институтов. С учетом важных ожидаемых результатов деятельности, связанной со снижением рисков, уменьшением потерь населения и материального ущерба в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, повышением качества жизни, а также принимая во внимание связь со всеми национальными проектами, создание сервиса безопасности также может рассматриваться как полноценный национальный проект.

Следует отметить, что возникновение новых рисков требует все больше усилий по обеспечению безопасности. В настоящее время эти усилия главным образом ложатся на плечи государства, что является причиной значительного увеличения масштабов госструктур, отвечающих за безопасность; отвлечения существенных материальных и людских средств, финансовых ресурсов для решения этих задач. В этой связи обеспечение других важных направлений государственной политики происходит в более ограниченном масштабе, что сказывается на снижении их безопасности и увеличении рисков при их реализации.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 124
Бесплатно скачать Статья: Сервис безопасности - возрастающий фактор самоорганизации общества