Статья: Щедрость широкой русской души

Ключевые слова: язык, лингвокультурный анализ, русское языковое сознание, культурная константа, щедрость, широта, русский характер.

Аннотация: В статье предпринята попытка лингвокультурного анализа важнейшей константы русской культуры – «щедрости». В сопоставлении с родственным концептом «широта» рассматривается ключевая для русской языковой картины мира идея «широкая русская щедрость» по данным «Национального корпуса русского языка».


Беспрецедентный случай щедрости «широкой русской души» произошел на днях в итальянском городке Чинкуале провинции Тоскана. Там компания россиян из четырех человек оставила официанту ресторана чаевые в размере 4,2 тысячи евро, сообщает Tourdom.ru со ссылкой на итальянскую прессу (http://travel.newsru.com/article/31aug2009/4terustip)

И пускай говорят, что, дескать, мы – самые щедрые люди, факты разбрасывания денег – это только еще одно доказательство той же самой жадности, так сказать, жадность наоборот, но все-таки это жадность, а не щедрость (http://www.gazeta.ru/money/2008/12/12_e_2909751.shtml)

Есть реклама конфет: «Россия - щедрая душа!» Это неправда. Люди у нас жадные …Русские давно не щедры, они давно не лучшие солдаты, они давно не добры, они далеко не самые лучшие спортсмены…( Э. Лимонов. Контрольный выстрел: http://www.nbp-info.ru/new/lib/lim_checkshot/cv29.htm)

Он [русский] щедр и любит погулять с размахом – широта русской души уже стала притчей во языцех. На отдыхе наш человек всегда производит фурор, пуская пыль в глаза. Русскому необходимо гульнуть на всю катушку, даже если завтра придется перебиваться с хлеба на квас, он не умеет задумываться о завтрашнем дне. Только русский человек ради одного счастливого мгновенья может отдать всё, что у него есть и не сожалеть впоследствии… Никогда не терпела Русь поражений от внешних врагов – были иногда немного отложенные победы. Но сражения с самими собой русские почти всегда проигрывали. Тоже особенность русского характера. (Сергей Уприлович. Загадочность русского характера:

http://www.damimpex.ru/interestingly/article_21_6.aspx)

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что сочетание «русская щедрость» – одно из самых часто встречающихся определений русского национального характера. Причём эмоциональные коннотации, которыми говорящий сопровождает это словосочетание, существенно разнятся, вплоть до противоположных. Я намеренно поставила в эпиграф несколько, практически взаимоисключающих, утверждений, чтобы еще раз продемонстрировать расхождение во мнениях относительно широты русского характера и размаха русской щедрости . Первое, что сразу бросается в глаза, – это полярность оценок самих русских в отношении тех качеств, которые иностранцы традиционно им приписывают.

Недавно информационно-дискуссионный портал NEWSLAND привёл данные исследовательского центра портала SuperJob.ru по поводу того, чтó русские считают главным свойством своего характера. Электронная заметка вышла с говорящим заголовком «Секрет русской души раскрыт» (http://www.newsland.ru/News/Detail/id/75491/cat/37/). Согласно приводимым здесь данным, русские считают своим главным положительным свойством доброту, а главной отрицательной чертой – пьянство. В опросе, читаем в сообщении, участвовало около 1800 россиян в возрасте старше 18 лет. Именно эти респонденты всего лишь на 14% согласились с тем, что неотъемлемым свойством русского характера является «душевность», 11% отметили «гостеприимство», а 8% – «терпение». Еще 5% восхитились верой, милосердием и всепрощением, которые отличают русских. «Любопытно, – пишут далее авторы опроса, – что щедрыми россиян считают только 4% опрошенных, простыми и добродушными – 3%». Такова неутешительная, казалось бы, статистика русской самооценки. Однако не менее примечательными являются комментарии, которые дали читатели указанного сообщения и которые размещены здесь же. Самый колоритный выглядит следующим образом: «Superjob не является русским сайтом, поэтому до чего доизгалялись организаторы опроса приняло гиперболизированные формы, значительно отличающиеся от реалий» (орфография, пунктуация и стилистика сохранены в оригинальном виде – Н.С. ).

Справедливости ради приведу ещё одни сведения, полученные из Рунета. Эти сведения предоставляет блог Владимира Сорокина (http://www.snob.ru/profile/blog/5295/6021). Цитирую практически полностью одного из гостей блога – Елену Казьмину: «Несколько лет назад, разрабатывая стратегию для одного известного шоколадного бренда, я и мои коллеги, проводя исследования среди российских граждан (а они, практически все являлись целевой аудиторией), выявили следующие составляющие national identity, russianness – можно иронизировать, но ниже – данные исследования –

– generosity – щедрость (русской души) – эту черту, как национальную особенность признало большинство респондентов

– care – забота, доброта (в основном, касалось женской аудитории, так что русская женщина тоже могла бы быть национальным брендом:)))

– pride – чувство патриотизма, гордости за свою страну (можно много рассуждать о том, ложный это патриотизм или нет, но, тем не менее)

– и, как ни странно – optimism, forward looking – оптимизм.

Конечно, если целевую сузить, то вышеперечисленный набор может измениться, хотя, на мой взгляд, перечисленные качества присущи в той или иной степени любому русскому человеку».

Итак, сравнивая данные, приводимые отечественными и иными электронными СМИ, мы можем с достаточной долей уверенности констатировать, что утверждения о русской широте и щедрости не столь безоговорочны, как раньше. При этом мы должны согласиться с тем, что изменению подвергся не только «зарубежный взгляд на проблему», но и собственный. Иначе говоря, сейчас не только за рубежом с большими оговорками и известной долей иронии говорят о «щедрых русских», но и сами русские люди затрудняются однозначно, во-первых, квалифицировать себя в качестве таковых, а во-вторых, оценить это качество как безусловно положительное. И если мы не будем торопиться делать широкие обобщения относительно эволюции взглядов иностранцев – слишком мало пока для этого материала, – то над собственной самооценкой стоит задуматься серьёзно. В самом деле, так ли уверен русский человек, что широта и щедрость – его национальные свойства, которые по-прежнему ставятся в один ряд с гостеприимством, хлебосольством и радушием, или полагает, что всё это давно утрачено, что подобные утверждения – только дань традиционному самовосхвалению? Думается, что объективный ответ на этот вопрос может дать всё-таки не опрос, не анкета, кем бы они ни проводились, а только то, безусловно, удивительное и уникальное явление, которое и делает русскую нацию именно нацией, самобытным и неповторимым славянским народом, – его культура и прежде всего – культура, запечатлённая в языковой форме. Ведь язык народа, его повседневная речевая практика – это и есть его истинное самовыражение, это то, что и оправдывает его существование.

?????? ?????, ??? ? широте русского характера ? ??????? ??????????????? ?????????? ???????? ??? ?????????? ?????. ??????? ? ???? ????? ?? ???????????? ??? ?.?. ???????, ??????? ? ???? ????? ??? ????? ????????????? ????? ?? ?????? ? ???????? ???????. «Широкий ??????? ? ??? ???????, ??????? широкие ?????, ??????????? ? ???????? ?, ????? ????, ???? ??????? ?? широкую ????. ?????? ????? ??????????? ????????? человек широкой души, ? ????? ?.?. ??????. ? ??? ?????? ? ???????????? ???????, ?? ???????? мелочиться, ??????? ???????? ?????? ????? ?? ?????? ????????? ? ???????????, ?? ??????????? ????????????, ???????? ??????. ??? ???????? ? ????????????? ?????? ????? ???? ?????????? ? ??????????????? ? ????????????????. ?? ???????????, ??? ? ??????? ????????? ??????, ???????????? ??????? ???????? ??????? ????, широта ? ????? ????????? ? ? ????? ????????????? ????????? (?????? 2005). ??????, ??? ??????? ????? ? ??? ???????? ?????? ????????????? ???????????? ???????? ??????????, широта ? ?? ?????? ?????? ????????????? ????????. Широкие жесты, широкие взгляды, жизнь на широкую ногу ????? ???????? ? ??????????, ??????????? ? ???????. ????????? ? ???????? ? ????? ???? ??????? ???? ? ??? ???? ????????? ?????????? ??????? ??????? ?????. ???????? ??????? ???????????????? ? ?????????????????? ??????, ? ??? ??? ????? ????? ?????????? ????????????? (??., ????????, ????????? 1996), ? ??? ??? ??? ???? ???????? ????? широты, ? ??? ??? ??????? ????? ????? ?????????? ?????? ?? ?????? ???????? ???????? ????????. ????????, широта ???????? ????????? ????????????? ????????? ?????????????? ??????? ?????. ?.?. ??????? ? ???? ?? ?????? ???????????? ??? ??????? ?????? (??????? 1918) ???????: ?? ???????, ?????????-??????? ????? ?????? ???????? ??????? ???????????? ?????????????? ?????????????? ???????? ??????? ???????. ?? ? ????? ????????, ?????????? ????? ?????? ???? ??? ???????????? ????? ????????????? ??? ??????????, ???????? ???? ? ??????? ??????. ??? ? ????????? ??????? ?????. ???????? ???? ???????? ??????, ? ????? ??????? ??????? ???????. ?????? ?????? ? ?? ????????????, ??? ???? ?????????? ????, ? ??????? ?????? ?????????? ?? ?? ??? ??????, ?? ? ?????? ???????? ????????. ?????? ? ??, ??? ?????? ?????????? ??????? ???????? ??? ??????????? ??????????. ?? ?????? ?.?. ????????, ?? ??????? ???????? ??? ?????? ???????????? ????????, ???????????????? ???? ??????? ?? ????????? ???????????? ????, ??? ???? ?????????????, ???????? ???????????? ? ???????, ????????????? ????????. ?????? ???? ??? ??????? ????? ????????? ????? ??? ??????? ??????? ? ??????? ???????????. ??????? ????, ???????????, ?????????? ??????????, ????? ???????? ??????? ??????????????? ? ???? ???????. ???? ??????? ????? ? ???? ??????? ???? ?????? ??????? ???????, ???????? ??????????? ???????? ? ??????? ??????????????. ??? ???? ?? ????????? ??????????? ??????? ? ??????????? ????????. ?? ??????? ???? ?????????? ??????? ???????????? ????????? ???????? ? ??????, ?? ??? ?? ???????? ???????? ???????? ? ?????? ??? ??????? ?????????????. ??????? ???????? ?????????? ????? ???????? ??? ????? ???????? ????????????? ?????????. ???, Ը??? ??????????? ??????? ???????? ??????????? ? ???????? ???????????? ???????: ?Обыкновенно в жизни бывает так, что при двух противоположностях правду надо искать посредине; в настоящем случае это буквально не так. Вероятнее всего, что в первом случае он был искренно благороден, а во втором случае так же искренно низок. Почему? А вот именно потому, что мы натуры широкие , Карамазовские, – я ведь к тому и веду, – способные вмещать всевозможные противоположности и разом созерцать обе бездны, бездну над нами, бездну высших идеалов, и бездну под нами, бездну самого низшего и зловонного падения… Две бездны, две бездны, господа, в один и тот же момент, – без того мы несчастны и неудовлетворены, существование наше неполно. Мы широки, широки как вся наша матушка Россия, мы всё вместим и со всем уживемся! ? ? ??????, ???????????? ??????? ????????, ????? ? ??????????? ???: ?И словаэтибыли, какискры, падавшиенасухоедерево . Пахарь ломалсвойплуг, бровариипивоварыкидалисвоикадиибилибочки, ремесленникиторгашпосылалкчортуиремеслоилавку, билгоршкивдоме. Ивсёчтонибыло, садилосьнаконя. Словом, русский характерполучилздесьмогучий, широкийразмах, дюжуюнаружность (?. ?. ??????. ???????? (1835-1841)). ??, ???????, ?????? ???? ???????? ???????? ???????? ????????? ????????????? ????????????? ??????? ??????????? ?????????, ??????? ? ????????? ? ?.?. ???????: «Европеец, посетившийеевпервые, ирусский, возвращающийсявнееизскитанийпоЗападу, остропронзеныазиатскойдушойМосквы. Пустьнесвятыеидикие, новечнородныестепи – колыбельновойрусскойдуши. Встепяхсложилоськазачество (дажеимятатарское), котороесвоейразбойнойудальюподарилоРусиДониКавказ, Уралипол-Азии. В степяхсложилсяирусскийхарактер, окотороммыговоримвсегдакакочем-тоисконномивечном. Ширьрусскойнатурыиеебезволие, безудержность, порывистость – итоска, тяжестьижестокость. Ненавистькрубежамистрастькбезбрежному. Тройка («икакойжерусскийнелюбитбыстройезды!») (?. ?. ???????. ??? ??????? (1926)). ??? ????????? ?????? ????? ?? ?????????????? ??????? ???????? ?????? (www.ruscorpora.ru), ??? ??????? ?????? ?????????????. ???? ???????? ? ??? ??????????? ?????? ??? ??????????, ?? ???????????? ?????? ????? ?? ???????????????, ? ?? ?? ??????????? ?????????????? ?????????, ? ?????????????, ?? ????? ???????????? ??? ??????? ??? ?????? ????????????????? ??????? ??? ?????-???? ????????????. ??? ??????? ???? ?????????? ? ?????????? ???? ???????????? ???????.???????? ???? ??? ????????????? ????????? ?? ?????? ?? ?????? ????????? ? ????????. Широкими ? ??? ????????? ????????, ??????? ??? ??????????,? ??????? ???????? ??????? ???? ????? ????: характер, человек, жест; ????? вести жизнь на широкую ногу (??? руку )? поставить дело на широкую ногу. ??.: Жил ЭмильТеодоровична широкуюногу . Вседеньги, азарабатывалонмного, тратиллегко: одеждушилусамыхдорогихпортных, обедалвсамыхшикарныхресторанах, вгостиницахвсегдазанималномералюкс. Ипоэтомупоройзадва-триднядополучкионоказывалсябезденег (???? ???????. ????? ?? ??????? (1979)); Граф, содняоснованияклуба, былегочленомистаршиною. ЕмубылопорученоотклубаустройствоторжествадляБагратиона, потомучторедкоктоумелтакнаширокуюруку , хлебосольноустроитьпир, особеннопотому, чторедкоктоумелихотелприложитьсвоиденьги, еслионипонадобятсянаустройствопира (?. ?. ???????. ????? ? ???. ??? ?????? (1867-1869)). ?????????? ????????? на широкую ногу/руку ? ???????? ???????????????? ??????? ? ??????? ????? ? ????????, ??????????? ???, ?? ?????? ????????? ?????? ? ????????. ???? ?????? ????? ????????????? ? ????????? ??????????, ??????? ? ?????? ?????? ??????????? ??? ??? ????? ?????????????, ??.: Кроме такойтипичнойдляРоссиибедыкакнедофинансирование, естьунашеговодоснабженияидругиенациональныепризнаки. Например, использованиепитьевойводывхозяйстве. Этосвоегородарусскийпарадокс. Вовсемостальномцивилизованноммиресуществуетводатехническаяипитьевая, различающаясяикачеством, иценой. Россия живетнаширокуюногу исводойнемелочится. Экономияводытожеунасневчести, льемпитьевуюводупочемзряивунитазы, ивванны, инаогороды (????? ????????. ????? ??? ???? (2003) // ????????? (???????), 2003.10.02)). ??????, ??? ??????????????? ?????? ?????????, ????? ?????????? ???????? ????????? ? ????????? ? ?????????, ?????????? ? ???????? ???????? ?????????? ????? душа. ? ???? ?????? ???????? ??????????????? ????????????? ??? ????????????? ???????? ? ??????????? ???????? ????????: широкая душа, человек широкой души, широта души. ????????: Не забуду, например, дажетакогослучаяводинизпервыхднейпосещенияинститутав1942году. ПреподавательисториипартииСлаваВладимировнаЩирина, поинтересовавшись, естьлиуменяпродовольственныекарточкиигдеяпитаюсь (о, втовремяэтобылсамыйпервостепенныйвопрос!), иузнавомоейнеустроенности, тутжедосталаизслужебногошкафабелыйбатониотрезалаполовину. Врядликтосейчаспоймет, особенноизмолодых, какойэтобылпоступок, какаящедрость, какая широтадуши! (?????? ?????. ????????? ????? ?????? (1960-2000)). ??? ???? ???????????, ??? ????? ????? ?????? ? ????? ????????? широта ??????????? ? щедростью, ??? ? ?????????? ??????? ? ? ?????????: Есть великиепроизведенияискусства, которыеолицетворяютлучшиенациональныечертысвоегонарода, несутвсебеидеивысокогогуманизмаинародности, поспеваютегоум, богатство, широту ищедростьдуши . КтакимпроизведениямвжанреоперыврусскоммузыкальномискусствепоправупринадлежитшедеврМ. Глинки – егоперваяопера «ИванСусанин» (???? ??????. ? ????????????? ????????? (1985)); Проза Ф. Абрамовавместилавсебяоченьмного. Онаионашихкорнях, истоках, вере, надежде, и, конечноже, олюбви – настоящей, жертвенной, всепобеждающей; о «братьяхисестрах», обудивительныхрусскихженщинах, ихпростоте, мудрости, щедрости души ивеличии (?????????? ? IV ????????????? ??????????? ????????? ???????? ??????? (2003) // ???????????? ??????, 2003.05.26)).???????, ?? ?????? ? ????????? широкой души ?? ????????? щедрость. ????????????? ?????? ???????? ?????? ???? ??????? ?????????? ????????????? щедрости ? ???????????? ???????????? ?? ????? ?????????? ?????????? ?????????? ?? ???? русской широты , ??. ????????: Всем , ктоимелнадобностьвегопокровительстве, неотказывалвнем; есликомупомогал, тоделал этоширокоюрукойивообщебылщедр . Всеунегобылограндиозно: идомвПетербурге, иприемимператрицыЕлисаветыАлексеевнывподмосковной, Ильинском, ипетербургскиевечераего, которыеудостоивалисвоимприсутствиемнекоторыечленыимператорскойфамилии (?. ?. ??????????. ????????? ??????? ? ???????????? ?? ?????? ?????? ?????????? ??? ????????? ?.?.????????? (1864)); Но зачасдооткрытияумениемФедоровскогоиегоколдовствомвсенепостижимымобразомвставалонасвоиместа! КаждыйегоприездвМосквупревращалсядлянас – независимоотвременигода ― впраздникРождества. МысоотносилиНатанасДедомМорозом, ибооннеизменноявлялсясмешкомподарков, которымнагружалаегоГаля. Широта , щедрость , безоглядностьбылидлянегоорганичны, инемецкаярасчетливостьемунепристала. Несчестьлюдей, оказавшихсяначужбине, которымпомогНатанвтруднуюдлянихпору… (Василий Катанян. Прикосновение к идолам (1998))

Отметим, что для русской культуры щедрость является не менее важным понятием, чем широта. Сами русские люди достаточно отчётливо осознают свою склонность к щедрому поведению и считают её своей традиционной чертой. В связи с этим достаточно упомянуть устоявшиеся уже выражения, такие, как щедрая душа (ср. знаменитый брэнд компании Nestle: Россия – щедрая душа! ), дать что-л. щедрой рукой, щедрое сердце и т.п. Человек, который может быть в назван в русскомсоциуме щедрым , – это тот, кто охотно тратится на других, не скупой (Ожегов, 1982), т.е. человек, легко и свободно отдающий все или часть своего имущества другому, а потому чаще всего ассоциирующийся с дарителем подарков. Предрасположенность к щедрости как способности дарить подарки устойчивоотражает обыденное русское сознание. Так, именно с щедростью в XIX веке воспринималось дарение подарков. Канун Нового года назывался щедрец или щедрый (Васильев) вечер (Даль 1989). Существовал даже особый глагол щедровать , который означал «ходить в Васильев вечер (канун нового года) ватагами по домам, с песнями, поздравляя, желая всякого добра, и собирая за это подачку, более съестным; что в Рождественский сочельник; колядовать, а песни-калядки также называли щедровками . Тех же, кто щедровал , называли щедрованцами ».

В. Даль, определяя значение слова щедрый, писал, что это прежде всего милостивый, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни, пособий (Даль 1989). Заметим, что благотворительная деятельность русских купцов, известная даже за пределами России, закрепилась в русском языке в словосочетании купеческая щедрость . А Владимир Соловьев охарактеризовал щедрость как искони присущую русскому человеку черту так: «Щедрость повнешнимпроявлениямсовпадаетсвеликодушием ибескорыстием , ноимеетдругуювнутреннююоснову – альтруистическую. Добродетельно-щедрыйчеловекестьтот, которыйизсправедливостииличеловеколюбияделитсясвоимимуществомсдругими (ибо, посколькуонделаетэтоизтщеславияилиизвысокомерия, тутнетдобродетели). Ноприэтомтакойчеловекможетбытьдажедоскупостипривязанктомуимуществу, котороеонраздает, ивтакомслучаеегонельзя, строгоговоря, назватьбескорыстным; следуеттолькосказать, чтовнемальтруистическаядобродетельщедростипобеждаетпороккорыстолюбия» (В. С. Соловьев. Оправдание добра (1894-1899)).

Итак, мы с полным основанием можем сказать, что щедрость закреплена в русском сознании в виде особой ментальной единицы – особой культурной константы, которая напрямую соотносится с широтой, милосердием и великодушием. Культурологи, однако, дополняют это «концептуальный ряд» и говорят, что щедрость связана также и с религиозностью , соборностью и отзывчивостью . При этом наиболее важной считается тесная связь с родственным концептом милосердие , поскольку она четко указывает на соблюдение свято чтящейся в православии, пронизывающем всю русскую культуру, заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя». Православным русскимчеловеком щедрость воспринимается исключительно как высшая форма проявления милосердия, любви к ближнему (Довлец, 2008).

Анализ данных, предоставляемых исследователю русской языковой картины «Национальным корпусом русского языка», позволяет дополнить указанные выше характеристики.

Итак, по мнению русских, щедрость , безусловно, является свойством человека, а не чертой.

При этом, она часто рассматривается как свойство человека, имеющего свою «географию». Ср. типичную сочетаемость слова «щедрость» с такими определениями, как восточная, кавказская, северная, южная. Например:Явлениегрузовиковскочанамивызвалоогромноевоодушевлениеврядахстосковавшегосяпоработеперсоналабазы. НоТимурБагратовичс кавказскойщедростью уступилправопервогогрузовиканам (Михаил Тарасенко, Игорь Мартынов. Капуста молодости нашей (1997) // «Столица», 1997.10.13); Он провелБаклаковавкладовку. Вкладовкевалялисьцветныеватныеодеяла, раскладушки, примусы, чайники. – Беры! – с восточнойщедростью сказалчеловекизакрылглаза, демонстрируявысшуюстепеньдоверия (Олег Куваев. Территория (1970-1975). В это ряд совершенно органично вписывается и русская щедрость: Наскольконамизвестно, кучернедураквыпить. Угоститеегосрусскойщедростью, ионнесможетдержатьвожжи (Борис Васильев. Были и небыли. Книга 1 (1988)), а также сочетания по-русски щедро: Мне понравиласьвШолоховепростотанеобычайнаявобхождении, естественноеипростоеисполнениеобязанностейхозяинахлебосольного, уверенноедирижированиеразговором. Столбылпо -русскищедро заваленедой, ивсетаквкусно, чтоядавнонеедалнитакогопоросенка, ниогурчиков, нирыбца, нихолодца (Владимир Чивилихин. «Моя мечта -- стать писателем», из дневников 1941-1974гг. (2002) // «Наш современник», 2002.06.15)).Как видим, русский человек предпочитает приписывать свойство быть щедрым преимущественно восточным – в географическом смысле – людям. Только единичными примерами представлена иная «география»: так, ни разу не выдал «Корпус» пример на сочетаемость с лексемой западная, но национально идентифицировал проявления щедрости фламандской и голландской : Один унизительныйслучайособенноцепковклещилсявпамять. Онсвязанскатком «Динамо», ужеупоминавшимсявыше. Каким-точудомегосеребряноеблюдоуместилосьвгустотищезастроенного-перезастроенногоцентраМосквы. Здесьдомлезетнадом, ненайдешьсвободногопятачка: междупомойкойигаражомвстроенкрольчатник, рядомчистильщиксапогразвесилмакаронышнурковинасмердилсладкойгуталиновойвонью, вгнездилсявкакую-тонишукепочник, ананегонапираетэлектросварщик, обладательслепящейискры, сараи, подстанции, всевозможныемастерскиетеснятдругдружку, толкаясьлоктями, ивдруггородрасступаетсяис голландскойщедростью даритсвоимгражданамчистоепространствольда. (Юрий Нагибин. Тьма в конце туннеля (1994)). В целом же, русский человек не приписывает свойство быть щедрым Западу. Если «Национальный корпус» и выдаёт контексты с Западной «маркировкой», то только в том случае, когда проявляет иронию, например: Мы можемполучитьдоступвСреднююАзию. НенаУкраину, Белоруссию, Молдавию, ненаКавказ – словом, невСНГ, накоторыйразмахнулсяЧубайссосвоим «либеральнымимпериализмом», итемболееневПрибалтику – туданасполитическиниктонепустит, тутСШАиЕвропа, несмотрянавсесвоиразногласия, будутедины. АвотвСреднююАзию – пожалуйста» («Завтра», № 42, 2003). Думаю, Делягинпереоцениваетщедрость Запада . ВСреднейАзии, какиповсюдунапостсоветскомпространстве, Россиясталкиваетсясжесткойконкуренцией. Лакомыекускисобственностирасхватываютиностранцы. Скупленанаиболееперспективнаяэкономикарегиона – казахская (Александр Казинцев. Путь Филиппа (2004) // «Наш современник», 2004.06.15).

Русская щедрость имеет широкие пространственные параметры. Она может быть бесконечной , безграничной , беспредельной, ср.: Вот такаябылаунасснимработа. Новсегдасамоготрудабылогораздоменьше, чемобщения. Онрасточалегосбесконечной щедростью (Алексей Вульфов. Теперь лишь вспоминать (2003) // «Наш современник», 2003.12.1)). Но в то же время русский человек полагает, что она «всё-таки должна иметь границы», потому что если она не «имеет пределов», то она бывает опасной : Мало того, чтоИоганнсамотказалсяучаствоватьвбоевойоперации, – онпотребовал, чтобыЗубовосвободилотнееиполякаЯрославаЧижевского, которогототпростообожалзавсетекачества, какими, кстатисказать, иегосамогосостольопасной щедростью наградилаприрода . (Вадим Кожевников. Щит и меч. Книга вторая (1968)). Интересно, что русское языковое сознание измеряет щедрость не только по горизонтали по принципу «широты», но и по вертикали – по принципу «глубины», ср. такое выражение, как глубина его щедрости.

Заметим, что пространственные характеристики, устойчиво ассоциируемые русским языковым сознанием со щедростью , отчетливо обнаруживают себя в приписывании свойства «быть щедрым» родным просторам: в качестве «обладателя» этого свойства могут выступать земля-матушка, степь и под. Например: Крестьянские буднинаюгедажепотруднее, чемвсреднейполосестраны. Однакокрасотаищедрость степи скрикамижуравлей, буйствомвесеннегоцветенияиосеннимурожайнымизобилиемпробуждаетбеспокойнуюжаждутворчества, развиваетвчеловекеэстетическиечувства (Машкаринские миниатюры (2004) // «Народное творчество», 2004.06.21)).

Вообще, русский человек, которому, по наблюдениям многих иностранцев, абсолютно не свойственно соблюдать чувство меры и придерживаться «золотой середины» в проявлении своих чувств и эмоций, постоянно «превышает норму» и в проявлении своей способности к щедрости . По отношению к норме и мере щедрость может быть таковой:

Обычной – необычной, маленькой – большой, наибольшей, безмерной – чрезмерной, царственной. Причем у нее обнаруживаются такие характеристики, как:

а) «эксклюзивность»: феноменальная, особая, особенная, редкая ныне, удивительная, небывалая, невероятная, неслыханная: Выйдяизпалатки, Андрейкасделалширокийжестизаявил: – Айдастрелятьиз «монтекристов»! Яугощаю. Этобыланеслыханная щедрость , имальчикиблагоговейнопроследоваливимпровизированныйтир, гдекаждыйполучилнамгновениеблаженногообладаниянастоящееружьеипопятьдрагоценныхпулек (Ирина Ратушинская. Одесситы (1998)).

в) «адмиративность»: неожиданная, внезапная. Например: Мы благодарныемузаегошколу. Мыпозналипремудростикочевойцирковойжизни. Мынаучилисьсерьезноибережноотноситьсяккаждомунайденномусмешномутрюку, умениюиспользоватьеговнужныймомент. ВКарандашелегкоуживалисьмягкостьитвердостьхарактера, бережливостьинеожиданная щедрость (Юрий Никулин. Как я стал клоуном (1979)).

г) «неконтролируемость и нерациональность»: безоглядная, безудержная, безрассудная, необузданная: ЛиляЮрьевнаспервыхжеминутпочувствовалаегоиндивидуальность, ачерезчаспоняла, чтоонживетвобществе, игнорируяегозаконы. Ейимпонировалиегораскованность, юмор, спонтанностьибезоглядная щедрость – словом, егоочарование. (Василий Катанян. Лиля Брик. Жизнь (1999)). Иррациональность часто выводит щедрость за пределы реального мира, и она становится нечеловеческой, рождественской, сказочной, неземной. Например: Я тороплюсьуйти. Я, можносказать, бегу… Потомучтонехочуслышатьотнеесвоимысли. Почемутаквсеносятсяскакой-тонечеловеческой щедростью русских? Почастипоследнейрубахи, кускахлеба, чтободнусострастьюсорватьссебя, адругойдатьоткуситьпосамыепальцы, – нетнамравных (Галина Щербакова. Косточка авокадо (1994)).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 250
Бесплатно скачать Статья: Щедрость широкой русской души