Статья: Слагаемые авторитета руководителя
Авторитет менеджера — это его репутация в возглавляемом им коллективе, а также среди коллег и у руководства. Под репутацией понимается общественное мнение о достоинствах и способностях человека. Обычно происходит так: сначала вы работаете на достижение авторитета, потом — он работает на вас.
Формула авторитета А. Морито и Ли Якокки: «Авторитет — это знание дела и обстановки, подкрепленные интуицией + риск, помноженный на опыт».
Прочная репутация придает солидность и дополнительную силу человеку (или фирме) при относительно малых затратах. Говорят, что слава бежит впереди человека, и делает свою работу еще до выхода его на сцену. Например, целые города спешно эвакуировались перед приближением (уже побитой и отступающей) армии Эрвина Роммеля.
Составляющие авторитета руководителя:
Профессионализм и компетентность — основа делового авторитета.
Справедливость и высокие нравственные качества личности руководителя — основа его морального авторитета.
Власть — база формального авторитета («авторитета» должности, заданного властными полномочиями, местом в управленческой иерархии).
Как показали исследования Г. Кунца и С. О'Доннела, несмотря на то, что мы выше всего ценим деловой и моральный авторитет (по сравнению с должностным, формальным), но все же большинство (65%) не станет выполнять поручения человека, которому не обязаны подчиняться по внутрифирменной субординации. Другими словами, каким бы замечательным человеком и специалистом ни был руководитель, подчиняться его указаниям будут чаще тогда, когда «обязаны» по должностной иерархии.
Чтобы улучшить репутацию руководителя, можно использовать следующие приемы:
Самое лучшее — объединиться с кем-то, чья репутация абсолютно безупречна.
Не мстите — это окончательно погубит вас. Есть более тонкие приемы: сатира и насмешки — это ослабит соперника, а вас представит обаятельным и остроумным. Ведь могучий лев поиграет с мышкой, перебежавшей ему дорогу, — иное просто роняло бы его престиж, да еще и играло бы на мышку.
Научитесь не выходить из себя и не оправдываться в ответ на провокационные высказывания недругов. Оправдывающийся сам себя и обвиняет, а вы должны быть выше любых подозрений, даже высказать которые в ваш адрес должно быть неприлично (и не только в вашем присутствии).
Неплохой имидж — репутация независимого и оригинального человека.
Обычно люди не особенно уважают того, чью реакцию могут предсказать, или даже спровоцировать (именно поэтому нельзя выходить из себя, признавая тем самым свою неспособность справиться с эмоциями, неправоту, уязвимость). Вспомните изречение: «Юпитер, ты сердишься, значит — ты не прав». Нас особенно занимают (интересуют) непредсказуемые люди; ведь если мы не можем понять человека, — это вызов нашему уму.
Вера Каппони и Томаш Новак исследуют условия приобретения авторитета руководителем, и обнаруживают, что авторитет появляется, когда управляющий оказывается способным поправить работу подчиненного, обладает более высокой деловой квалификацией.
Проблема завоевания авторитета особенно остро стоит перед молодыми специалистами, руководящими зрелыми людьми. Им приходится постоянно доказывать свой профессионализм. В такой ситуации могут помочь следующие правила, с помощью которых вы сможете добиться то, чтобы ваши распоряжения выполнялись:
Любое ваше распоряжение должно быть объективно необходимым.
Не следует отдавать его, если нет уверенности, что оно выполнимо.
Перед тем, как поручить что-то серьезное, обязательно посоветуйтесь с исполнителем.
Убедитесь, что суть поручения и свои задачи подчиненный понял.
Учитывайте индивидуальные особенности подчиненных.
Обеспечьте условия, необходимые для выполнения поручения.
Поручение должно развивать самостоятельность и инициативу.
Поручения лучше воспринимаются в форме просьбы, предложения, совета (спокойным, доброжелательным тоном), но не приказа.
Найдите время для обучения, если это необходимо.
Заинтересуйте значимостью порученного дела.
Укажите точный срок завершения работы и форму ее представления (отчет, доклад, деталь, товарный образец).
Не допускайте несанкционированных вами заданий.
Наделяя подчиненного ответственностью за выполнение поручения, помните, что ваша личная ответственность не уменьшается.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--