Статья: Управление логистическими затратами

1. Вступление. Путь длинною в жизнь

Традиционный подход к управлению издержками (антоним слова «издержки» – прибыль) на этапе становления пост-советского бизнеса выстраивался на фирмах-дистрибьютерах в следующей последовательности:

Рис.12.1. Путь длинною в жизнь

Т.е. при начале деятельности фирмы, всё внимание её руководства, как правило, сосредотачивалось на управлении деньгами, учёте их движения и бухгалтерской отчётности. Затем, начинается этап выстраивания продаж. Начинают формироваться некие подходы к формированию условий продаж, прайсов, скидок, бонусов а также анализа результата продаж. Далее, дистрибьютеры начинают задумываться над вопросами организации производства на контрактной основе. Возникают вопросы учёта затрат на комплектующие и расходные материалы в конечной себестоимости продукции. Затем, начинается этап учёта затрат на пути от Поставщика до основного склада (Закупки). На этом этапе также немало вопросов. Особенно если номенклатура превышает 400 наименований а количество поставщиков – более 10. Отработка решений на каждом из этих этапов нередко длится не один год. И наконец, наступает очередь управления издержками в целом по всей логистической цепочке фирмы. И вот тут-то обнаруживается, что нужно пересматривать все предыдущие 4 этапа заново, поскольку логистика пронизывает своими процессами весь бизнес компании…

Вот почему, данный подход к управлению издержками в специальной литературе с горькой иронией называют «Путь длинною в жизнь». Во многом этот путь обусловлен исторической эволюцией развития науки и практики товародвижения в нашей стране. На первом её этапе, главное было – произвести. Это были законы СССР. Затем наступил второй этап - пост-советская Россия, где главным стало - продать. Поэтому, такой подход в основном проповедуют менеджеры, воспитанные старой школой учёта издержек, построения бюджетирования на фирмах и разбивки затрат на зоны ответственности в соответствие с организационно-штатной структурой компании. В основе данной системы управления издержками лежит информация, получаемая из бухучёта. В ней нет места процессному планированию. Высокие обороты и рентабельность, заложенная в цену товара на этих этапах, позволяла пренебрегать современными аксиомами логистики. Но постепенно, бизнес в нашей стране, правда несколько запоздало, но приходит к пониманию, что и производство и продажи это элементы единой логистической цепочки поставок. И, следовательно, именно законы и реалии логистики необходимо ставить во главу угла при управлении издержками в любом бизнесе. Иначе, прибыли вам не видать!

А как же организуют учёт издержек лидеры бизнеса в своих отраслях в настоящее время?

1. Построение управления издержками в цепях поставок.

Прежде всего, напомню несколько аксиом:

долгосрочный успех компаниям обеспечивают не товары, а процессы их создания и поставок конечному потребителю;

конкурируют не компании, а их цепи поставок;

цепи поставок требуют сквозного управления процессами, а не отработку отдельных фрагментов (звеньев).

С учётом данных аксиом и реалиев, предлагается следующая технология построения управления издержками:

Рис.12.2. Управление издержками в цепях поставок

Из этой схемы видно, что, по сравнению с традиционной системой, в корне меняется «привязка» издержек. Если ранее, они относились по функциональным зонам ответственности в рамках фирмы, то современный подход предполагает «привязку» к сквозным бизнес-процессам по всей цепочке поставок. Данный подход требует массы новой информации и соответствующей технологии её получения, обработки и аналитики. Это позволяет анализировать эффективность бизнеса в целом, в отличие от анализа отдельных его кусков без понимания причин отклонений и их взаимосвязи с маркетинговыми и логистическими реалиями, окружающими компанию. Такой подход позволяет также интегрировать издержки всех участников процесса – от поставщиков комплектующих и сырья до проводящей сети поставки товара конечным покупателям. Без этой интеграции, вы и ваши партнёры не смогут разобраться в причинах снижения своей конкурентоспособности и никогда не договорятся о способах повышения своей доли в данном секторе рынка.

Разберёмся в каждом из этих блоков именно с точки зрения управления издержками. Логистические издержки делятся на три основные группы:

издержки дефицита;

издержки пополнения;

издержки хранения.

Упрощённая формула расчёта прибыли:

Прибыль = Выручка – Ипост - Ипер;

Ипер= Идеф – Ихран – Ипополн.;

Идеф = Кдоход * (Дефицит);

Кдох – коэффициент плановой доходности, руб/шт.

Ихран = Кхр *(Запас);

Кхр – коэффициент затрат на хранение, руб/шт.

Ипополн= Кпост*(Пост);

Кпост – коэффициент затрат на поставки, руб/шт.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 313
Бесплатно скачать Статья: Управление логистическими затратами