Статья: Воронцово

Коробко М.Ю.

Проезд: ст. метро "Калужская", далее пешком по ул. Старокалужское шоссе.

В цепи пригородных увеселительных усадеб знати, некогда опоясывавших Москву, сохранились немногие. Воронцово - одно из таких звеньев. До наших дней помимо ансамбля парадного въезда дошли церковь, флигели и служебные корпуса. Этот набор сооружений свидетельствует о том, что усадебный ансамбль сохранился не полностью. В Воронцове, как и в любой дворянской подмосковной, обязательно должен был находиться господский дом с роскошными парадными помещениями. Без такого дома усадьба просто не могла быть усадьбой. Воронцово, выделяясь среди других усадеб сохранностью редких псевдоготических памятников, имеет свое неповторимое лицо.

Происхождение названия

Хозяевами Воронцова, разумеется, должны были быть Воронцовы. Но известный графский и княжеский род, упоминающийся в учебниках и хрестоматиях, не имеет к этой усадьбе никакого отношения. Считается, что первым владельцем этой местности был боярин Федор Васильевич Воронец (ум. не позднее 1371), потомки которого стали именоваться Воронцовыми. По нему местность получила название Воронцовское, которое впоследствии трансформировалось в Воронцово. С XIX в. у Воронцова появилось еще одно название - Троицкое, по устроенной тогда в усадьбе церкви.

Протекающая по территории Воронцова речка называется Раменка.

Стоит отметить, что топоним Раменка входит в группу названий, данных по географическим и историческим реалиям. Согласно составленному В.И. Далем толковому словарю "раменьем" назывался лес, соседний с полями и пашней, что может подтверждать первоначальное устройство Воронцова (Воронцовского) на расчищенном участке внутри леса.

Владельцы и гости

Первые документальные сведения о Воронцове относятся только к 1504 г. Тогда оно было собственностью великого князя московского Ивана III (1439-1505). Его старший сын и преемник - великий князь московский Василий III (1479-1533) прожил в Воронцове все лето 1519г. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в то время в Воронцове уже существовала усадьба, центром которой был великокняжеский дворец, наверняка деревянный, как и другие известные загородные хоромы Василия III.

Со временем Воронцово утратило свое прежнее значение и запустело, превратившись в обычную подмосковную деревню. В начале XVII в. в Смутное время она была уничтожена, превратившись в одну из многочисленных выжженных пустошей, из которых состояло в ту пору почти все Подмосковье. При первом Романове, Михаиле Федоровиче, Поместный приказ передал эту былую вотчину Рюриковичей любимцу царя князю Борису Александровичу Репнину (ум. 1670), который был пожалован в бояре прямо из стольников, минуя промежуточный чин окольничего. После смерти патриарха Филарета, отца Михаила Федоровича, недовольные влиянием Б.А. Репнина бояре устроили ему "почетное" удаление из Москвы. В 1643 г. под предлогом усмирения ногайцев он был отправлен воеводой в Астрахань. В 1647 г., не надеясь возвратиться в Москву, Б.А. Репнин "отказал сыну Ивану Борисовичу в Московском уезде в Чёрмневе стану... пустошь, что была деревня Воронцова".

Князь Иван Борисович Репнин (1617-1697) - ближний боярин и дворецкий царя Алексея Михайловича (Тишайшего) в 1678 и 1692 гг. основал в Воронцове деревню. Однако личную усадьбу для себя владелец устроил на входившей в состав имения пустоши Шатилово (ныне территория Западного округа). Впоследствии его сын и наследник князь Никита Иванович Репнин (1668-1726), будущий герой Полтавской битвы, построил для себя усадьбу именно в Воронцове. Первое упоминание о ней относится к 1709 г. Все усадебные сооружения, господский дом и хозяйственные постройки, тогда были деревянными.

При коронации Екатерины I Н.И. Репнин был пожалован в генерал-фельдмаршалы, но, будучи сторонником великого князя Петра Алексеевича (впоследствии императора Петра II), удалился в Ригу и там вскоре умер. По-видимому, тогда Воронцово сначала перешло к его старшему сыну князю Ивану Никитичу Репнину (1686-1727), а затем к его внуку - обер-шталмейстеру и генерал-поручику князю Петру Ивановичу Репнину (?-1778), владевшему большим состоянием. К полученному наследству были присоединены приданое, взятое за женой, графиней Марией (Марфой) Ивановной Головкиной (1707-1770), и доходы от Боренских, Воронежских, Козьменских и Липецких заводов. Это позволяло П.И. Репнину расходовать значительные средства на украшение своего подмосковного имения, в котором жилось легко и весело. Не случайно тогда у Воронцова появилось еще одно название - Беспечное.

Рядом с усадьбой была устроена "полотняная фабрика о двадцати станах". Севернее, у старой Калужской дороги, князь устроил деревню Петровскую, получившую его имя. Восточная часть имения имела редкую для своего времени лучевую планировку. От деревянного господского дома в сторону старой Калужской дороги отходили три аллеи - планировочный символ власти, привнесенный в Россию из Версаля - резиденции французского короля Людовика XIV. Центральная аллея - основная композиционная ось всего ансамбля. За деревянным господским домом и устроенным на речке Раменке большим прудом, имевшим тогда прямоугольные очертания (основным в серии террасных прудов), она как бы переходила в центральную аллею обширного регулярного сада и продолжалась за ним в узкой полосе лесных насаждений, уходящих в поля и завершающихся там небольшой рощей.

Собственно усадьбу обслуживали княжеские дворовые люди. Одним из них был Федор Степанович Рокотов (1735(?)-1808), впоследствии ставший едва ли не самым популярным отечественным портретистом 2-й половины XVIII в. Хрестоматийно считается, что местом его рождения было Воронцово, однако этого нельзя утверждать наверняка. Ведь "подушный оклад" за братом художника Никитой Рокотовым (ум. 1770(?)) числился не только в Воронцове, но и в сельце Шатилове, также принадлежавшем П.И. Репнину. Кроме того, некоторые дворовые люди должны были сопутствовать своему барину и во время его пребывания в Москве. Поэтому существует вероятность того, что Ф.С. Рокотов мог появиться на свет и в городе. Со временем он вместе с братом и его семьей получил вольную.

В 1767-1768 гг. "за старостию и слабостию" П.И. Репнина в Воронцове была устроена домовая церковь, носившая довольно редкое имя Происхождения Честных Древ Креста Господня. Она находилась в одном из помещений господского дома, но не имела ни купола, ни других внешних элементов церковного характера. По обнаруженному в фондах Центрального исторического архива г. Москвы чертежу церкви можно судить об архитектуре господского дома. Такие чертежи в архивах встречаются редко. Одноэтажный (по крайней мере в боковых частях) деревянный дом в Воронцове был выдержан в барочных традициях. Автором его проекта, несомненно, был один из западноевропейских зодчих: П.И. Репнин имел возможность привлечь к этой работе одного из придворных архитекторов, однако исполнение проекта, скорее всего, было не местным.

Церковь в Воронцове просуществовала недолго. Уже в 1773 г. по какой-то причине священник был от нее "отрешен". Наконец П.И. Репнину надоело, что одна из лучших комнат в его доме не используется, поэтому в 1777 г. он послал письмо архиепископу Московскому Платону, в котором сообщил, что церковь "далее содержать не желает". Вскоре церковная утварь и иконы были перенесены в соседнее село Тропарево.

Не имея собственных детей, П.И. Репнин предназначал Воронцово и все другие имения своему двоюродному брату, князю Ивану Ивановичу Лобанову-Ростовско-му (1731-1791), и его семейству. Однако завещание П.И. Репнина, вступившее в силу в 1778 г., показалось "сумнительным" Екатерине II, которая повелела провести расследование, затянувшееся на несколько лет. Юстиц-коллегия решила спор о наследстве в пользу его другого двоюродного брата - князя Николая Васильевича Репнина (1734-1801). Он, оставив за собой Воронцово как родовую вотчину, тем не менее счел нужным отдать все остальное И.И. Лобанову-Ростовскому. Биограф Н.В. Репнина Д.Н. Бантыш-Каменский увидел в этом "доказательство его необыкновенной щедрости и величия души".

Новый владелец Воронцова был известным военачальником и дипломатом. В юности он долго жил за границей и, по отзыву одного современника, получил "дельное немецкое воспитание". Во время первой турецкой войны Н.В. Репнин, командуя отдельным корпусом в Молдавии и Валахии, воспрепятствовал переправе через реку Прут 36-тысячного войска турок и татар; затем отличился в сражениях при Ларге и Кагуле и овладел Измаилом и Килией, а впоследствии участвовал во взятии Силистрии.

При Н.В. Репнине Воронцово было реконструировано. А.Н. Греч называет эту усадьбу "прекрасно устроенной и украшенной". С определенной долей уверенности можно говорить о сооружении нового господского дома, очевидно, поставленного на месте предыдущего, или о его капитальной реконструкции. Дом был отделан известным в Москве художником-декоратором итальянцем Ванзини. Представление о стиле художника дают "орнаментальные мотивы в духе классического искусства", выполненные в Останкине под его руководством местными мастерами. Можно предположить, что архитектура деревянного двухэтажного господского дома соответствовала росписям Ванзини, то есть была не барочной, а классицистической. Именно в этом духе выполнены корпуса служб (первоначально флигели), поставленные слева и справа от него.

Другие сооружения Воронцова времен Н.В. Репнина - "готический" ансамбль въезда и несохранившийся Китайский домик, само название которого свидетельствует о его архитектурном стиле. В "китайском вкусе" была отделана другая загородная усадьба Н.В. Репнина, находившаяся тогда на 17-й версте от Петербурга. Вот ее описание: "Два Китайские дома соединены между собой длинною покрытою колоннадою. Главное строение имеет множество малых комнат с "китайскими" обоями, картинами, коврами, стульями, постелями для отдохновения, фарфором, идолами, куклами. Меньший дом расположен для "китайского" домоводства, содержит кухню, печи, столовый прибор, людские покои". Возможно, и в Воронцове при Н.В. Репнине увлечение "китайщиной" не ограничилось одним домиком, а отразилось на убранстве и архитектуре других зданий и сооружений, в том числе господского дома, а отсюда могло попасть и в соседние Черемушки, с владельцами которого Н.В. Репнин был достаточно коротко знаком и даже породнился.

По-видимому, воронцовский Китайский домик использовался как жилой флигель. Одно время здесь жил один из его близких друзей и сподвижников дипломат Яков Иванович Булгаков (1743-1809). Вместе с ним в Воронцове жили его "воспитанники", то есть внебрачные сыновья - Александр (1781-1863) и Константин (1782-1835), впоследствии получившие фамилию Булгаковых. В пушкинскую эпоху оба они были почт-директорами в Москве и Петербурге.

Н.В. Репнин провел в Воронцове зиму после окончании второй турецкой войны в 1791 г. Его связь с масонами выяснилась после ареста издателя Н.И. Новикова. Хотя лично с ним Н.В. Репнин дела не имел, но этого оказалось достаточно, чтобы утратить былое расположение императрицы. Поэтому она отправила князя в почетную ссылку, назначив на пост Рижского и Ревельского генерал-губернатора. Пробыв год на этом посту, Н.В. Репнин решил, что вполне может обойтись без подмосковного имения и в этой ситуации ему лучше иметь дом в Петербурге. Поэтому он в ноябре 1793 г. через княгиню Е.Р. Дашкову предложил ее брату, графу А.Р. Воронцову, обменять дом на Фонтанке на Воронцово. Однако даже если осмотр помещений состоялся, то не имел никаких последствий. Оба вельможи остались при прежних владениях.

Впоследствии Павел I произвел Н.В. Репнина в генерал-фельдмаршалы и подарил ему шесть тысяч крепостных, но карьера князя уже была близка к завершению. После неудачного посольства в Пруссию в 1798 г. Н.В. Репнин вернулся в Москву, где провел последние годы жизни, часто посещая Воронцово, куда время от времени приезжали его родственники и друзья.

Н.В. Репнин скончался 12 мая 1801 г. в своем Воронцове. Его бывший адъютант Ф.П. Лубяновский со слов очевидцев вспоминал, что перед этим: "случился пожар в соседней деревне; он [Н.В. Репнин. - М.К.] стоял на балконе с открытою головою, пока не поехали от него на помощь люди и трубы; ушел к себе в обычный час, на другой день вышел в парк и там, ходя обыкновенным, бодрым своим шагом, вдруг зашатался, не мог идти, оперся на внука и на садовника; поданы кресла... Медицинские пособия с первого приступа оказались недействительны, говорил мало, скоро совсем не мог говорить; несколько часов еще дышал и в тот же день скончался".

Узнав о смерти Н.В. Репнина, вдовствующая императрица Мария Федоровна повелела его дочери княгине Александре Николаевне Волконской (1756-1834) как можно быстрее прибыть с семейством в Петербург. Из-за этого завещание князя было вскрыто не через шесть недель после его кончины, а сразу перед ее отъездом. Оказалось, что Воронцово предназначено не А.Н. Волконской, а ее младшей сестре Дарье Николаевне Репниной, которой было завещано "замуж не выходить, жить при сестре и жить дружно". Это на первый взгляд странное требование было обусловлено тем, что Дарья Репнина была горбата с детства и по тем меркам уже немолода, поэтому фельдмаршал боялся, что искатели ее руки польстятся только на состояние. Впрочем, запрет не помог. Дарья Репнина довольно скоро вышла замуж за отставного полковника барона Августа Карловича фон Каленберга (?-1880). Возможно, поэтому сестры нарушили еще одну волю Н.В. Репнина, по-своему переделив наследство. Владелицей Воронцова стала княгиня Александра Николаевна. А в результате вояжа в Петербург ее старший сын князь Николай Григорьевич Волконский получил фамилию Репнин, присвоенную ему царским указом в память заслуг деда.

Генеалоги называют внука фельдмаршала "князем Репниным-Волконским". Хотя ни сам Н.В. Репнин, ни кто-либо из его детей никогда не пользовался такой двойной фамилией. "Я дорожу, чтобы отца моего называли Репниным без прибавления Волконского; он так подписывался и имел гербовую печать Репниных", - гордо утверждала его дочь княжна Варвара Николаевна Репнина (1809-1891), впоследствии автор любопытных воспоминаний о Н.В. Гоголе.

По свидетельству Я.И. Булгакова, периодически посещавшего Воронцово в 1801-1806 гг., а может быть, и в более позднее время, А.Н. Волконская, став владелицей Воронцова, сдавала усадьбу под дачи семьям московской знати, не желавшей уезжать далеко от города. Поэтому в теплое время года Воронцово превращалось в один из первых "дачных поселков", в котором жили Депрерадовичи, Корсаковы, Мятлевы, Спичинские и др. Возможно, с этим связано устройство в 1806-1807 гг. в Воронцове небольшой церкви Святой Живоначальной Троицы, под которую был использован парковый павильон. Это событие дало усадьбе еще одно название - Троицкое.

В мае 1812 г. А.Н. Волконская предоставила территорию Воронцова для строительства большого воздушного шара. Предполагалось, что он станет "последним словом" военного дела - с шара можно будет бомбардировать неприятельскую армию взрывчатыми снарядами. Работами руководил механик Франц Леппих (Липпих), носивший псевдоним "доктор Шмидт". Ему помогал врач Шефлер. Первоначально Леппих предложил свои услуги Наполеону, но тот их отверг. Тогда Леппих связался с российским послом в Штутгарте, который сообщил об идее постройки шара своему правительству. Заманчивое предложение, сулившее немало расходов, но еще больше выгод, было принято. Специальный фельдъегерь привез Леппиха в Москву вместе с письмом императора Московскому гражданскому губернатору и губернскому предводителю дворянства Н.В. Обрезкову. В письме содержалось поручение тайно поместить Леппиха недалеко от города и снабдить его всем необходимым для начала работ. Н.В. Обрезков решил, что Воронцово вполне отвечает всем условиям, необходимым для сохранения тайны, и по согласованию с А.Н. Волконской вскоре приказал отвезти Леппиха в ее имение. Новый московский военный губернатор граф Ф.В. Ростопчин, заменивший престарелого генерал фельдмаршала графа И.В. Гудовича, не посвященного в тайну Леппиха, 11 июня 1812 г. поставил в известность императора о придуманном способе сохранить конфиденциальность работ: "Так как совершенно немыслимо держать в тайне в продолжении четырех месяцев существование заведения, в котором 60 рабочих будут заниматься своим делом в 7 верстах от города, то мы условились с г. Обрезковым, что он заключит под чужим именем с г. Леппихом условие, в силу которого последний обязуется изготовить для него множество моделей различных земледельческих орудий, которые должны быть готовы к новому году. Это удовлетворит любопытство в том случае, если бы оно было возбуждено каким-нибудь непредвиденным обстоятельством".

Начало войны с Францией заставило форсировать строительство шара. Поэтому Ф.В. Ростопчин сообщает императору о работах Леппиха в каждом письме. Вот выдержки из них: "Большая машина будет окончена 15 августа. Через десять дней он произведет опыт в небольших размерах с крыльями"; "Леппих истратил уже 72 тысячи руб."; "Леппих собирает теперь в одно целое части машины; тафта уже сшита"; "он много тратит денег; ему выдано уже 130 тысяч руб., но если б удалось его предприятие, то можно бы не пожалеть и миллиона".

22 августа Ф.В. Ростопчин, чтобы воодушевить москвичей, опубликовал в газете "Московские ведомости" сообщение о целях работ Леппиха и о предполагаемом пуске через несколько дней пробного маленького шара. После этого зеваки стали стекаться в Воронцово, чтобы посмотреть на новое чудо-оружие. Этот эпизод впоследствии нашел отражение в литературе: один из главных героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов, чтобы развлечься, поехал смотреть на воздушный шар. "Народ тогда толпами ходил из Москвы, на расстояние семи верст, к тому месту, где готовился шар. Это было на уединенной даче, окруженной забором, куда внутрь никого не пускали, но народ, возвращаясь домой, рассказывал, что видел своими глазами, как готовился шар на верную гибель врага, и тем довольствовался", - писал всесильный временщик граф А.А. Аракчеев. По легенде, мастерскую Леппиха в Воронцове будто бы тайно посетил сам Александр I во время пребывания в Москве.

Пуск пробного шара так и не состоялся, а после Бородинского сражения тональность реляций Ф.В. Ростопчина императору о строительстве шара резко изменилась. "С прискорбием извещаю ваше величество о неудаче Леппиха... Кажется, надо отказаться от надежды на успех... Леппих - сумасшедший шарлатан".

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 292
Бесплатно скачать Статья: Воронцово