Статья: Выбор стратегии ценообразованя на рынке
В любых условиях фирма не может позволить себе одного - устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования.
Под политикой понимаются общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги. Под стратегией понимается набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике.
Задачами ценовой стратегии являются:
завоевание рынка;
обеспечение выживаемости;
максимизация прибыли;
завоевание лидерства на рынке по доле удовлетворения спроса;
завоевание лидерства на рынке по параметрам товара.
Для решения задач ценовой стратегии необходимо тщательно изучить и проанализировать обширную информацию, которую можно свести в шесть блоков.
Информация о рынке в целом. Здесь следует изучить следующие вопросы:
а) Каковы сегменты рынка, где может быть продан товар (поиск ниши)?
б) На какие группы покупателей можно рассчитывать?
в) Каков объем рынка?
г) Перспективы роста продаж.
д) Каким образом взаимодействуют друг с другом отдельные сегменты рынка?
Информация о конкурентах на рынке. После того, как выяснилось, что рынок открыт для товара, который фирма собирается производить, необходимо получить следующую информацию:
а) Какие конкурирующие товары продаются?
б) Особенности требований покупателей? Эта проблема особенно сложна, так как запросы покупателей весьма динамичны, особенно в условиях развитой экономики.
в) Каковы возможности изменения цен? Динамика цен зависит от очень многих факторов и может быть разнонаправленной.
г) Изменяется ли доля рынка отдельных товаров?
д) Объем доли рынка конкурентов.
е) Финансовое положение конкурентов.
ж) Каковы предполагаемые действия конкурентов в случае изменения условий рынка (в частности, внедрения товаров фирмы на рынок)?
Информация о ценах.
В данном блоке проблем необходимо получить информацию и проанализировать следующие данные:
а) Каковы цены конкурентных товаров? (Нужно хорошо изучить и сложившуюся на рынке систему цен).
б) Имеется ли товар, занимающий лидирующее место по цене?
в) Какое сложилось соотношение между ценой и объемом продаж (эластичность спроса)?
г) Каковы возможности использования ценовых инструментов для стимулирования сбыта и увеличения объема продаж (скидки в кредит, премиальные цены и т.д.)?
Информация о правительственной политике. В этом блоке решаются следующие проблемы:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--