Учебное пособие: История бухгалтерского учета
История всегда привлекала людей. Каждому человеку важно знать историю своей Родины, своей семьи, своей науки. Это понимали многие поколения.
В.Я. Соколов в своей книге отмечает: мы стали понимать, что история позволяет:
1) раскрыть динамику исторического процесса, описать его закономерности;
2) представить имеющиеся связи и разрывы в процессе развития;
3) рассмотреть эволюцию применяемых методов и формирование категорий;
4) проследить смену общих концепций;
5) показать не столько историю людей, сколько историю проблем и решений, представить читателям «драму идей»;
6) научить специалистов объективно оценивать новое или то, что предлагается под видом последнего понимать;
7) освоить технику научного предвидения;
8) привить себе, коллегам, ученикам и близким чувство любви и гордости за свою профессию./10/
Наконец, помимо всего прочего, история науки интересна сама по себе, она доставляет радость уже тем, что как бы продлевает нам жизнь.
В самом деле, если вы проживете 100 лет, то это все-таки мало, хочется пожить больше, познакомиться с Колумбом и поговорить с Сократом, решить, стали ли люди вообще и бухгалтеры в частности лучше или хуже. История позволяет нам сделать это.
В настоящее время вопрос об изучении истории науки не вызывает сомнений. Бухгалтер, знающий опыт предшественников, может работать лучше; он не будет тратить время на изобретение того, что было известно раньше. Занимаясь историей, бухгалтер не может ее переделать, но способен переосмыслить.
Так, например, на вопрос, когда возникла бухгалтерия, возможны три ответа:
- 6000 лет тому назад, в тот момент, когда началась целенаправленная регистрация фактов хозяйственной жизни;
- 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли и началось описательное осмысление учета,
- и, наконец, 100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции.
Эти три ответа — три разных обобщения того, что такое бухгалтерия:
- 6000 лет тому назад, учет возник как практическая деятельность, как счетоводство, как средство понимания хозяйственного процесса, как его язык;
- 500 лет — как предмет литературного обсуждения, как часть литературного языка;
- 100 лет он существует как самостоятельная наука — счетоведение, как средство понимания учета, как язык счетоводства.
С этого последнего момента счетоводство и счетоведение существуют параллельно и самостоятельно.
Если рассматривать только научную сторону бухгалтерского учета, то необходимо принять во внимание, что наука имеет внешние и внутренние причины развития.
Внешние причины задаются науке потребностями окружающего нас мира. Например, медицина должна найти средства в борьбе с туберкулезом, счетоведение должно найти средство ликвидации растрат, недостач, хищений и т. п.
Внутренние причины обусловлены логикой развития науки, следовательно, излагая историю науки, мы должны проследить две параллельные эволюции, вызванные внешними и внутренними причинами.
1 Хозяйственный учет и возникновение двойной бухгалтерии
Истоки учета, его первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они исчезли за много тысячелетий до нас. Все, что мы можем утверждать, это то, что учет возник не сразу. Было время, когда он был не нужен, когда все сведения о хозяйстве свободно помещались в голове одного человека, и не потому, что у этого человека была хорошая память, а просто хозяйство было небольшое, и сведений о нем было не слишком много.
В первобытном обществе, где «люди всегда боятся, что весна забудет прийти на смену зиме», а хозяйство не сложнее нашего, домашнего, все, что можно было наметить, намечали без записи, а результаты труда были известны всем./10/
1.1 Восток. Начало
Первые следы развитых систем учета мы находим в долинах рек Нил, Тигр и Ефрат.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--