Учебное пособие: Методологические основы менеджмента средних и малых предприятий

Модуль 1. Методологические основы менеджмента средних и малых предприятий

Тема 1:Особенности менеджмента средних и малых предприятий

План:

1. Введение в дисциплину.

2. Сущность и методологические основы развития средних и малых предприятий в РК.

3. Предприниматель и менеджер

4.Опыт развития предпринимательства развитых стран

Мировой опыт показывает, что мелкие и средние предприятия способны быть эффективными только в условиях функционирования рыночной экономики. Все их производственные потребности - информационные, материально-технические, научные, проектно конструкторские и другие - удовлетворяет рынок.

Основным фактором конкурентоспособности малых предприятий является их мобильность, т.е. способность быстро находить покупателя и "выбрасывать" на рынок ходовой товар.

Основные факторы существенной роли мелкого предпринимательства определяются тремя направлениями в научно-техническом прогрессе:

- развитие специализации при сближении технического уровня крупного и мелкого производства;

- развитие и внедрение сравнительно малокапиталоемких технологических методов, производственных линий и систем машин, эффективных при сравнительно небольших масштабах производства;

- ускоренное производство нововведений.

Малый бизнес характеризуется независимым менеджментом, собственным капиталом, локальным районом операций, малыми размерами. К преимуществам малых предприятий относятся:

- высокая гибкость и приспособляемость к быстро меняющимся требованиям рынка;

- способность быстро изменять модели и типы товаров, изменять технологию производства, нововведенческий "фанатизм";

- эффективные системы стимулирования;

- свободная организация рабочего дня (неполный рабочий день и работы на дому);

- развитие малых предприятий положительно сказывается на развитии региональной экономики, повышении самостоятельности регионального управления;

- отсутствие административных барьеров;

- специализация производства и обслуживания;

- значительная роль в обеспечении занятости;

- рациональное использование квалифицированных работников;

- простота производственных процессов;

- постоянное обновление продукции;

- возможность личного общения.

В управлении малым бизнесом имеются и некоторые негативные моменты. Ряд факторов выступают в качестве неблагоприятных для малого бизнеса, прежде всего это относится к возможностям доступа к ресурсам. Банки и другие источники займов рассматривают малые предприятия как рискованных заемщиков и, следовательно, берут с них более высокий процент.

В малом бизнесе отсутствует экономия на масштабах производства, это возможно в большом бизнесе, где масштабы производства значительно шире.

В малых предприятиях имеет место недостаточная внутренняя специализация. Одновременно они не могут обеспечить специализацию внутри предприятий, что имеет место на крупных фирмах.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 280
Бесплатно скачать Учебное пособие: Методологические основы менеджмента средних и малых предприятий