Учебное пособие: Охрана труда

§1. Охрана труда как институт трудового права

В ч. 1 ст. 209 ГПК РФ охрана труда определена как система сохра­нения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельно­сти, включающая в себя правовые, социально-экономические, орга­низационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профи­лактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечислен­ные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудо­вой деятельности от воздействия вредных производственных факто­ров и опасных производственных факторов. Под вредным производ­ственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболева­нию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме.

Государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать по следующим направлениям: 1) обеспечения приори­тетного сохранения жизни и здоровья работников; 2) принятия и реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов об охране труда, а также федеральных, региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда; 3) профи­лактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников; 4) государственного управления охраной труда; 5) государственного надзора за соблюдением требований охраны труда; 6) государствен­ной экспертизы условий труда; 7) расследования и учета несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболевании, 8) защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) установления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производ­ства и организации труда; 10) координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других ви­дов экономической и социальной деятельности; 11) распростране­ния передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; 12) участия государства в фи­нансировании мероприятий по охране труда; 13) подготовки и повы­шения квалификации специалистов по охране труда; 14) организа­ции государственной статистической отчетности об условиях тру­да, а также о производственном травматизме, об их материальных последствиях; 15) обеспечения функционирования единой инфор­мационной системы, охраны труда; 16) международного сот­рудничества в области охраны труда; 17) проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных усло­вий труда, разработку и внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, производство средств инди­видуальной и коллективной защиты работников; 18) установления порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и кол­лективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет ра­ботодателей.

Перечисленные направления государственной деятельности в сфере труда обеспечиваются путем принятия нормативных право­вых актов органами государственной власти Российской Федера­ции и ее субъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений и коллективных договоров. Реализация этих нормативных правовых актов происходит в конкретных организаци­ях и работодателями - физическими лицами. Контроль за соблю­дением содержащихся в указанных актах положений должны осу­ществлять государственные органы, органы местного самоуправ­ления и представители работников в лице профессиональных сою­зов в пределах имеющихся у них полномочий.

Деятельность государственных органов и органов местного са­моуправления в перечисленных направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий. В связи с чем можно сделать вывод о том, что охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих право­вую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правовая составляющая в системе мероприятий по охране труда должна за­нимать ведущее место, поскольку создаваемые полномочными орга­нами правила поведения призваны сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Хотя внедрение но­вых способов защиты жизни и здоровья людей во многом зависит от материального положения работодателей, с которыми они со­стоят в трудовых отношениях, а также от их желания оградить ра­ботников от воздействий вредных и опасных производственных факторов. Поэтому материальное положение и поведение работо­дателей оказываются на современном этапе общественного разви­тия решающими факторами в области охраны труда. Введение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приве­ло к тому, что обязанность по выплате возмещения вреда жизни и здоровью работников, который причинен в процессе трудовой дея­тельности, перешла от работодателей к органам Фонда социально­го страхования РФ. До принятия и введения в действие норматив­ных правовых актов об обязательном социальном страховании ра­ботников от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний обязанность по возмещению вреда жизни и здо­ровью, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, воз­никала у работодателей. Изменение порядка возмещения данного ущерба привело к тому, что у работодателей поубавилось заинте­ресованности в сохранении жизни и здоровья работников. Многие современные работодатели вообще склонны к тому, чтобы избе­жать страхования работников от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний, а также возмещения пост­радавшим вреда. Очевидно, что в силу первого направления госу­дарственной деятельности, призванного создавать приоритетные условия для защиты жизни и здоровья работников, пострадавшие не должны нести бремя неблагоприятных последствий за наруше­ния работодателем действующего законодательства, в частности по оформлению трудовых отношений и уплате страховых взнос по страхованию данного вида. Поэтому бремя неблагоприятных последствий при нарушении работодателем своих обязанностей перед работником и государством должно быть возложено именно на работодателя, который должен выплатить не только страховые взно­сы за весь период трудовой деятельности работника, но и уплатить соответствующие штрафные санкции и компенсировать работнику моральный вред. Отсутствие у полномочных государственных орга­нов возможности обеспечить выплату работодателем соответст­вующих сумм по страхованию от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний не должно служить основа­нием для лишения пострадавших права на получение страхового возмещения. В подобной ситуации бремя неблагоприятных послед­ствий должно быть возложено на государство, органы которого не смогли обеспечить соблюдение работодателем законодательства в области охраны труда. Данное правило вытекает из ст. 2 Конститу­ции РФ, в которой реализация прав граждан, в том числе в сфере охраны труда, вменена в обязанность государственных органов. Сле­довательно, невыполнение данной обязанности является основанием для возложения ответственности на государство. В связи с чем по­страдавший от неправомерных действий работодателя должен при любых обстоятельствах получать страховое возмещение. В свою оче­редь Фонд социального страхования РФ имеет право потребовать соответствующего возмещения понесенных расходов от государ­ственных органов, которые не обеспечили выполнение работодате­лем своих обязанностей перед работником и органами Фонда со­циального страхования РФ.

Следует отметить, что правомерное поведение работодателя в сфере охраны труда может быть обеспечено не только через деятель­ность полномочных государственных органов, но и самих работни­ков, которые могут отказаться от выполнения трудовых обязаннос­тей до устранения работодателем нарушений законодательства, в частности по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, правовой институт охраны труда состоит из норм, которые создают правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой дея­тельности. Нормы данного института реализуются работодателями, органами Фонда социального страхования РФ под контролем полномоч­ных государственных органов, органов местного самоуправления, полномочных представителей работников, а также при осуществлении работниками самозащиты своих прав в сфере охраны труда, в том числе права на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как уже отмечалось, нормы института охраны труда призваны соз­давать условия трудовой деятельности, исключающие воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов. В связи с чем нормы рассматриваемого института трудового права следует разделить на два пединститута. Первый пединститут состоит из совокупности правил по технике безопасности, которые призваны оградить работника от воздействия опасных факторов. Второй подинститут составляют правила по производственной санитарии, ко­торые направлены на то, чтобы оградить работников от воздействия вредных факторов. Деление норм института охраны труда на подинституты имеет не только теоретическое, но и практическое значе­ние. Контроль за соблюдением правил по технике безопасности и производственной санитарии осуществляют специальные государ­ственные органы. Поэтому принудительное воздействие на работо­дателя с целью выполнения правил по технике безопасности осуще­ствляют специально уполномоченные органы, которые осуществля­ют государственный надзор за соблюдением норм этого пединститута трудового права. Контроль за соблюдением правил по производствен­ной санитарии также осуществляют специально уполномоченные на это государственные органы, в частности санэпидемнадзора.

Нарушение норм рассматриваемых пединститутов может приве­сти к различным правовым последствиям. В частности, несоблюде­ние правил по технике безопасности приводит к несчастным случа­ям на производстве, то есть к получению работником травмы. На­рушение правил по производственной санитарии может привести к профессиональному заболеванию. В связи с изложенным должны использоваться различные способы и средства защиты от воздей­ствия на работников вредных и опасных производственных факто­ров. Следовательно, применение норм указанных подинститутов име­ет свои правовые особенности.

Таким образом, охрана труда как институт трудового права пред­ставляет собой совокупность норм, которые создают правовую ос­нову для сохранения жизни и здоровья работников в процессе тру­довой деятельности, состоит из двух подинститутов: правил по тех­нике безопасности и производственной санитарии, которые при­званы оградить работников соответственно от воздействия опас­ных и вредных производственных факторов. Нормы данного инсти­тута реализуются через деятельность работодателей, Фонда соци­ального страхования РФ, специально уполномоченных государственных органов, работников и их законных представителей.


§ 2. Государственные нормативные требования охраны труда

В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются соответствующими нор­мативными правовыми актами, которые обязательны для исполне­ния юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, стро­ительстве (реконструкции)и эксплуатации объектов, конструирова­нии машин, механизмов и другого оборудования, разработке тех­нологических процессов, организации производства и труда. По­мимо федеральных законов, в частности ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 23 июня 1999 года, государст­венные нормативные требования охраны труда устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, порядок их раз­работки, утверждения и пересмотра определен Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 399 от 23 мая 2000 года № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государствен­ные нормативные требования охраны труда" утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нор­мативные требования по охране труда, определены органы, полно­мочные издавать такие акты, а также порядок их издания и пере­смотра. Минтруда РФ постановлением от 17 декабря 2002 года № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке го­сударственных нормативных требований охраны труда. Действую­щее законодательство позволяет выделить следующие виды нор­мативных правовых актов, имеющих в своем содержании государст­венные нормативные требования по охране труда.

Во-первых, межотраслевые правила по охране труда, которые призваны обеспечить безопасность работников от воздействия опас­ных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих межот­раслевой характер, например газосварочных работ, а также при при­менении оборудования и машин в отдельных отраслях экономики. Межотраслевые правила по охране труда предварительно направ­ляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспек­цию труда и соответствующие профсоюзные органы, они утвержда­ются Минздравом РФ.

Во-вторых, можно выделить отраслевые правила по охране труда, которые призваны оградить работника от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих отраслевой характер, а также при применении оборудования и машин в от­дельной отрасли экономики. Отраслевые правила по охране труда также предварительно направляются на рассмотрение и согласо­вание в федеральную инспекцию труда и в соответствующие от­раслевые профессиональные союзы федерального уровня. Отрас­левые правила по охране труда утверждаются федеральным орга­ном исполнительной власти по согласованию с Минздравом РФ.

На основании межотраслевых и отраслевых правил по охране труда разрабатываются межотраслевые и отраслевые типовые ин­струкции по охране труда. Межотраслевые и отраслевые инструк­ции по охране труда также направляются для рассмотрения и со­гласования в соответствующие отраслевые профсоюзы федераль­ного уровня, межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются Минздравом РФ, а отраслевые - соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда являются нормативными правовыми актами федерального уровня. В связи с чем они могут быть обжало­ваны в Верховный Суд РФ. Несоблюдение процедуры согласова­ния, предусмотренной законодательством, является основанием для их признания в судебном порядке недействующими. Процедура согласования предполагает рассмотрение предложений участвую­щих в ней органов при разработке нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда. Несоб­людение данной процедуры приводит к нарушению прав органов, которые в соответствии с законодательством должны в ней уча­ствовать. В связи с чем позиция указанных органов, лишенных воз­можности участия в процедуре разработки нормативного правово­го акта, является основанием для его признания недействующим, так как предложения этих органов не были учтены, им не была дана надлежащая оценка. Поэтому можно сделать вывод о том, что в подобной ситуации не были учтены обстоятельства, имеющие пра­вовое значение при разработке нормативного правового акта о го­сударственных требованиях по охране труда.

В-третьих, нормативными правовыми актами, содержащими государственные требования по охране труда, являются строитель­ные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безо­пасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, своды пра­вил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда. Перечисленные нормативные правовые акты предварительно направляются для рассмот­рения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзные органы федерального уровня. Указанные акты также принимаются федеральным органом государственной власти по согласованию с Минздравом РФ. Несоблюдение предусмотренной законодательством процедуры согласования названных актов также позволяет требовать их признания недействующими в Верховном Суде РФ.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные тре­бования по охране труда, подлежат периодическому изменению с учетом развития технического оснащения процесса трудовой дея­тельности. По общему правилу государственные нормативные тре­бования по охране труда утверждаются полномочными органами фе­деральной исполнительной власти на срок пять лет. Решение о про­длении срока действия или об отмене рассмотренных актов должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, который их принял. Прохождение процедуры согласования при продлении срока действия или отмене нормативных правовых актов федераль­ными органами исполнительной власти не требуется. Однако дей­ствие указанных нормативных правовых актов может быть продле­но не более чем на два срока, который определен законодатель­ством. Как уже отмечалось, срок действия этих актов в законода­тельстве определен в 5 лет. Следовательно, их действие может быть продлено не более чем на 10 лет, а общий срок действия с учетом первоначально принятого составляет не более 15 лет. Таким обра­зом, до истечения пяти лет действия рассматриваемых норматив­ных правовых актов, определяющих государственные нормативы охраны труда, полномочный федеральный орган исполнительной власти дважды может вынести решение о продлении срока их дей­ствия без прохождения процедуры согласования. Но после 15 лет действия такого акта он должен быть пересмотрен с прохождением установленной законодательством процедуры согласования с госу­дарственными и отраслевыми профсоюзными органами федераль­ного уровня. Продление срока действия нормативных правовых ак­тов в сфере охраны труда не лишает работодателей, работников, их полномочных представителей права их обжалования в судебном порядке. Причем в ходе рассмотрения заявления о признании не­действующим нормативного правового акта, срок действия которо­го продлен полномочным федеральным органом исполнительной власти, должна быть дана оценка и аргументам о необходимости его изменения. Признание указанных актов недействующими вле­чет возникновение у федерального органа исполнительной власти обязанности по прохождению процедуры согласования при его но­вом утверждении. Частичное признание нормативного правового акта недействующим влечет за собой возникновение у полномочного федерального органа исполнительной власти обязанности по про­хождению процедуры согласования при изменении этого акта в ча­сти, признанной в судебном порядке недействующей.

Таким образом, государственные нормативные требования охра­ны труда могут стать предметом судебного контроля. Из ч. 1 ст. 211 ТК РФ следует, что нормативные правовые акты , содержащие тре­бования охраны труда, могут быть приняты не только на федераль­ном, но и на региональном уровне. Однако акты субъектов Россий­ской Федерации в сфере охраны труда не могут ухудшать положе­ние работников по сравнению с федеральным законодательством, в частности, по сравнению с нормативными правовыми актами, при­нятыми федеральными органами исполнительной власти. Норма­тивные правовые акты в сфере охраны труда, принятые на регио­нальном уровне, могут быть обжалованы в суд соответствующего субъекта РФ, в том числе и на предмет их несоответствия феде­ральному законодательству.

§3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда

Закрепленные в законодательстве обязанности работодателей по обеспечению безопасных условий труда по общему правилу кор­респондируют в соответствующие им права работников.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на представителей работодателя. Для достижения этой цели работо­датель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуата­ции зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологи­ческих процессов, а также применяемых в производстве инстру­ментов, сырья и материалов. Соответственно работник имеет пра­во на безопасность труда при использовании перечисленного иму­щества, а также при осуществлении технологических процессов. При возникновении опасности жизни или здоровью работника вслед­ствие невыполнения представителями работодателя указанной обязанности работник может отказаться от выполнения трудовой фун­кции, а также потребовать от полномочных государственных орга­нов принятия мер по устранению допущенных представителями работодателя нарушений и привлечения их к установленным зако­нодательством мерам ответственности.

Представители работодателя обязаны обеспечить применение работниками средств индивидуальной и коллективной защиты от воздействий вредных и опасных производственных факторов. Не­выполнение работодателем данной обязанности также позволяет работникам отказаться от выполнения трудовой функции. Работо­датель вправе обеспечить работников в период отказа другой ра­ботой в соответствии с их трудовой функцией. В любом случае на период отказа работников от выполнения работы в связи с невы­полнением работодателем обязанности по их обеспечению средст­вами индивидуальной или коллективной защиты за ними должен быть сохранен средний заработок.

Представители работодателя обязаны обеспечить соответству­ющие требованиям охраны труда условия трудовой деятельности на каждом рабочем месте. Невыполнение работодателем данной обязанности также позволяет работнику отказаться от выполнения трудовой функции до создания представителями работодателя на его рабочем месте условий, которые соответствуют требованиям охраны труда. В этом случае за работником должен быть сохранен средний заработок.

Работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работ­ников в соответствии с требованиями законодательства. Предста­вители работодателя обязаны освобождать работника от работы на основании законодательства. Работник может самостоятельно вос­пользоваться полагающимся ему временем отдыха, если его пре­доставление не зависит от усмотрения работодателя. Например, работник может прекратить работу по истечении четырех часов сверхурочной работы. Однако время отдыха, за исключением уста­новленных законодательством случаев, оплате не подлежит.

Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и Других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезврежи­вающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Как уже отмечалось, невыполнение работодателем обязанности по обеспечению работ­ников средствами индивидуальной и коллективной защиты являет­ся основанием для прекращения работы. При этом за работниками должен быть сохранен средний заработок.

Работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, без­опасным методам и приемам ведения работ, оказанию первой помо­щи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по ох­ране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требо­ваниям охраны труда. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утверж­ден совместным постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29. Работник может отказаться от выполнения трудовых обязанностей до выполнения работодателем требований законодательства по его обучению по охране труда.

Работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Невыпол­нение данной обязанности может стать основанием для привлече­ния представителей работодателя к установленным законодатель­ством мерам ответственности.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 300
Бесплатно скачать Учебное пособие: Охрана труда