Учебное пособие: Основные модели реабилитации

1. Основные модели реабилитации

Как правило, реабилитационная деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, психологов, медиков, социальных работников.

В международной практике можно выделить следующие основные модели реабилитации.

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия алкоголизма и предусматривает как информирование подростков о негативных последствиях приема алкоголя, так и восстановление их физического и психического здоровья.

Образовательная модель направлена на обеспечение подростков и молодежи полной информацией о проблеме алкоголизма и на обеспечение свободы выбора пути реабилитации при максимальной информированности.

Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в разрешении конфликтной ситуации, в умении сделать выбор в ситуации предложения наркотиков, в умении сказать "нет", в выходе из ситуации зависимости.

Анализируя современную ситуацию по реабилитации алкоголиков, следует сказать, что начальным ее этапом является первичная профилактика, которой преимущественно занимается система образования — школы, профессиональные училища.

При разработке новой целостной системы первичной профилактики в нашей стране следует исходить из следующих основных условий:

• социально-экономическое и правовое обеспечение государственной системы первичной профилактики;

• этапность формирования государственной системы первичной профилактики с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;

• поддержка научных исследований в области профилактики алкоголизма;

• реализация долгосрочной антинаркотической пропагандистско-информационной компании, ориентированной, прежде всего, на детей и молодежь, образовательную среду и семью;

• целенаправленное и широкое подключение к антинаркотической деятельности общественных движений, организаций и граждан;

• стимулирование коммерческих и финансовых структур, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике алкоголизма;

• обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространения употребления, но и эффективности действия системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.

Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления, государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:

• изменение ценностного отношения детей и подростков к алкоголю, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижения спроса на ПАВ в молодежной популяции: сдерживание вовлечения подростков в прием алкоголя за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотической установки и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

2. Психосоциальная модель программы реабилитации несовершеннолетних с алкогольной зависимостью

Для того чтобы в процессе работы охватить все проблемы алкогольной зависимости в подростковом возрасте, необходимо найти комплексную программу-методику по преодолению данных проблем. Социально-психологический тренинг решает проблемы реабилитации несовершеннолетних, склонных к употреблению алкоголя.

Социально-психологический тренинг обуславливает психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специального организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, реабилитации, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

В то же время у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения.

Во время занятий каждый подросток окружен вниманием и заботой, проявляет искренний интерес к людям, помогает им и рассчитывает на их помощь. Он может активно применять различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. И, пожалуй, что самое главное, такие занятия — это интенсивная подготовка личности к более активной и полноценной жизни в обществе.

Структура программы

Программа предполагает работу с подростками старшего (14—17 лет) и среднего (12—14 лет) школьного возраста. Программа состоит из четырех разделов:

1) информационный раздел;

2) когнитивное развитие;

3) развитие личностных ресурсов;

4) развитие стратегий высокофункционального поведения и навыков.

В процессе реализации программы проводится работа с учителями, с самими подростками, а также с их родителями.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 215
Бесплатно скачать Учебное пособие: Основные модели реабилитации