Учебное пособие: Планирование и банковский менеджмент
Планирование как составная часть банковского менеджмента
I. Сфера банковского планирования и его роль в деятельности банка.
Перечисляя характеристики надежного управления банком авторы монографии «Банки на развивающихся рынках»[1] особо выделяют следующие из них:
1) Лидерство и компетентность руководства в стратегическом анализе, планировании, выработке политики и в управленческих функциях;
2) Качество планирования;
3) Управление рисками (кредитными, процентными, валютными);
4) Управление ликвидностью банка;
5) Управление прибыльностью деятельности банка, его отдельных подразделений и операций;
6) Управление человеческими ресурсами;
7) Создание систем контроля: аудит и внутренний аудит, мониторинг доходности, ликвидности, рисков;
8) Единая информационная технология: комплексная автоматизация документооборота, бухгалтерского учета, текущего анализа и контроля и стратегического планирования.
Действительно, современный коммерческий банк работает в условиях жесткой конкуренции со стороны других финансовых организаций. Он вынужден постоянно бороться за своих клиентов и их ресурсы, предлагать новые банковские продукты и услуги, которые обеспечили бы ему и его клиентам необходимую прибыль, при этом демонстрируя всем свою надежность, стабильность и способность очень быстро реагировать на неожиданные изменения рыночной конъюнктуры, что заставляет банк хеджировать риски, возникающие в процессе его деятельности.
Кроме этого крупные банки как места сосредоточения частных капиталов и уникальной рыночной информации часто становятся центрами холдингов, объединяющих как финансовые, так и нефинансовые коммерческие структуры, и начинают выполнять роль своеобразных «казначейств» этих структур, отвечая за координацию всех их денежных потоков.
Большие объемы и значительное разнообразие проводимых операций, необходимость их согласования для оптимизации получаемой конечной прибыли предъявляют жесткие требования к качеству банковского менеджмента и его основным составляющим:
-маркетингу;
-финансовому менеджменту;
-организации.
Маркетинг призван определить требования клиентов банка (существующих и потенциальных) к его продуктам и услугам, его конкурентную позицию и предпочтительные способы продвижения банковских продуктов на рынке.
Финансовый менеджмент представляет собой систему управления денежными потоками банка, включающую определение перспективных и текущих целей банка, стратегическое и тактическое планирование, организацию сбора и контроля управленческой информации, на основе которой осуществляется мониторинг текущей деятельности и анализ достигнутых результатов, направленную на максимизацию стоимости банковской организации при обеспечении ее стабильности и ограничении совокупного уровня банковских рисков.
Организация - это распределение и координация трудовых функций, необходимых для достижения поставленной цели. Организациякак функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. В частности она должна определить организационную структуру банка с распределением полномочий и ответственности сотрудников на всех уровнях, организовать прямые и обратные связи, предполагающие возможность оценки результатов выполнения распоряжений, отдаваемых вышестоящими инстанциями, и изменения ранее определенных заданий в зависимости от текущей и прогнозируемой рыночной ситуации (что означает регулирование в кибернетическом смысле этого слова). Для этого изначально на административном уровне (т.е. с закреплением соответствующих обязанностей), на информационном уровне (с созданием соответствующего документооборота и технологий), на методологическом уровне, на уровне технологии выполнения отдельных операций и их отражения в учете должен быть закреплен такой порядок деятельности банка, при котором реализуется стандартный управленческий цикл: планирование - выполнение плана - контроль - планирование - и т.д.
Планирование решает задачу определения целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и временных отрезках его деятельности.
Выполнение плана зависит от:
-структурирования организации;
-системы делегирования полномочий, которая должна детально определить механизм принятия решений и контроля за их выполнением;
-мотивации - методов стимулирования деятельности человека или коллектива, направленных на достижение целей организации и реализацию ее планов.
Процесс контроля призван ответить на вопросы: достигло ли управляющее воздействие поставленных целей? Нуждаются ли управляющие решения в корректировке?
Основными недостатками социалистической системы планирования, которые сделали ее такой непривлекательной в глазах наших соотечественников, были ее директивность, формальность и неадекватность планов реальной действительности, что привело к отторжению идеи использования планирования как таковой в лице большого числа российских предпринимателей, действовавших на этапе развития рыночных отношений. Однако все более очевидным становится, что без планирования стратегии развития и просчета возможных вариантов реализации стратегии невозможно управлять сколь-нибудь крупной фирмой. Следом за западными предпринимателями и государственными деятелями, как известно, очень внимательно и творчески изучившими и использовавшими опыт планирования бывшего СССР как на государственном, так и на микро уровне, к практике планирования обратились и российские бизнесмены. Обязательными характеристиками системы планирования банка (и любого другого предприятия) должны стать ее:
1) гибкость и индикативность , т.е. возможность быстрого регулирования плана при неожиданных изменениях рыночной ситуации;
2) тщательно продуманный и организованный процесс контроля за выполнением плановых показателей (так называемый контролинг или мониторинг текущей деятельности), который нацелен не только на регистрацию факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения и неиспользованных потенциальных возможностей;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--