Учебное пособие: Политология: понятие, сущность, функции
Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. Гражданин сталкивается с политикой в акциях правительства страны, в муниципалитете, школе, церкви, деловом предприятии и т.д. Политика - один из неизбежных фактов человеческой жизни.
Р.А. Даль
Содержание
Политология как наука о политике
Взаимосвязь и соотношение политики и политологии
Политология как система наук о политике
Политическая наука - одновременно и старая, и молодая
Объект и предмет политологии
Система категорий политической науки
Методологии и методы политологических исследований
Функции политологии
Основные этапы развития политической мысли
за рубежом и в России
Развитие политологии после II мировой войны
Политическая наука в России
Почему нужно изучать политологию?
I. Политология - наука о политике
Термин политология образуется из двух греческих слов - "polity" (политический порядок, право гражданства) и "logos" (знание). Политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, политической системе, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни общества, где:
- политика - это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, общественных ориентаций, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом. Происхождение термина политика различные авторы интерпретируют по-разному. Одни исследователи утверждают, что слово происходит от греческого polis, названия города-государства, и его производных politeia (конституция), polites (гражданин) и politikos (государственный деятель). Другие полагают, что оно произошло от politike, что означает искусство управления государством. Третьи считают, что политика произошла от politeia (общественно-государственное устройство). Четвертые убеждены, что политика как термин является следствием слияния греческих слов poli (много) и tikos (интересы);
- политическая власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия;
- политические отношения - это структурный элемент политики, в котором отражаются, прежде всего, отношения правящей элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов, лидеров, групп поддержки и давления главным образом по поводу приобретения, перераспределения и удержания власти;
- политическое сознание - это рефлексия мира политического на обыденном и теоретическом уровнях, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки);
- политическая культура - это тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении индивида;
- политический процесс - это категория политической науки, используемая для характеристики динамики политических отношений и в самом общем плане представляющая собой взаимодействие различных реализующих свои цели субъектов политических отношений, в ходе которых происходит формирование, изменение и функционирование системы политической власти в государстве.
- политическая организация - это совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих общезначимые, групповые и частные интересы.
Политология - новое название политической науки, утвердившееся в 60-е - 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства - краткость и понятность. Перед политологией не стоит задача охватить весь спектр мира политики. С определенной долей уверенности можно сказать, что она выясняет в политике суть политического. В этом смысле следует обратить внимание на две существующие парадигмы: Мишеля Фуко, согласно которой общество по мере своего развития все больше и больше политизируется, и Генри Беккера, по мнению которого движение общества вперед будет сопровождаться все большим сужением сферы политики.
Более того, ряд авторов (Д. Белл, Д. Гэлбрейт, С. Липсет, Р. Арон) вообще считает, что в постиндустриальную эру политика опускается на уровень банальности, становясь результатом эмпирических и пунктуально выполняемых установок. А поэтому, по их мнению, серьезно вести речь о науке, изучающей политику, вряд ли стоит. Известный российский философ А. Зиновьев в своей книге "Запад. Феномен западнизма" пишет в этой связи: "Хотя существует особая профессия, называемая политологией, никакой более или менее полной и систематизированной науки о законах политической деятельности не существует. Этому есть объяснение. Если бы такая наука была создана и стала общедоступной, то она выглядела бы в глазах обывателей как нечто аморальное, циничное, преступное, а люди в сфере политики выглядели бы как негодяи, лжецы, насильники, изверги... Все знают, что это представление близко к истине, но все делают вид, будто такие явления суть редкие исключения, будто политики действуют тоже в рамках правил морали. Никакой моральной политики вообще не существует".
Вот почему политология и по сей день "борется" за статус научной самостоятельности. Данное обстоятельство является одним из стимулирующих факторов уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем, для чего необходимо, как минимум, знать исходные позиции, в данном случае концепции, сложившиеся в ходе становления и развития политической науки:
- cогласно платоновской концепции, мерилом политики служат структура и толкование человеческого бытия. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умение правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п. Под "наукой о политике" изначально и понималось усвоение таких качеств. Частью политического воспитания, причем самой главной, считалась подготовка будущих законодателей. Начиная с Платона, одним из коренных вопросов науки о политике считался и вопрос о том, кто должен управлять государством. Философ считал, что править должны лучшие, но, безусловно, немногие, не толпа, не демос. В дальнейшем этот вопрос оставался предметом обсуждения всех поколений политических философов. Платон впервые попытался сверху перекроить всю структуру государства, предложив свою модель политической системы. Его государство не являлось ни утопией, ни описанием конкретной действительности. Оно представало парадигмой, то есть изображением того, что, по мнению мыслителя, составляло сущность государства. В то же время его государство - это первый пример воспитательной диктатуры, когда элита единовластно решала, чему быть и чему не быть общественным благом. Этика и политика в его системе были неразрывно связанными. В платоновском учении о государстве отсутствуют индивидуальная мораль, представление о гарантированных человеческих правах и личном достоинстве. Однако, несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, платоновская мысль держала в напряжении всех участников последующего развития политической науки;
- выступив против Платона, Аристотель выдвигает аргумент, согласно которому в каждом человеке, обладающем благоразумием и решимостью, заложены задатки философа, поэтому платоновское деление на людей, которые должны повиноваться, и на тех, кто властвует, а также вытекающее отсюда неравенство прав и обязанностей, должны быть поставлены под вопрос. Эта мысль никого не оставляет равнодушной и по сей день. Аристотеля можно считать основателем аналитического направления в политической науке, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. Он дал первый в истории анализ государства и пытался исследовать социальные факторы за фасадом государственных учреждений. Аристотель видел в государстве созданное людьми учреждение и не был склонен идеализировать его, так как исходил из человеческой природы, а не из произвольно установленных ценностей. Философ указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желания граждан. На место платоновского государственного единства он ставил плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В его государственной системе конституция и законы являлись высшей инстанцией. Утверждая подобное, он желал дать в руки людей объективные критерии управления государством. Человека он рассматривал как существо политическое и, в отличие от Платона, этика и политика у него выступали порознь;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--