Учебное пособие: Развитие возрастной психологии в Новое время
(Предмет – история возрастной психологии, группа – 4ДП-21.)
Образовательная цель. Сформировать представление об особенностях развития возрастной психологии в Новое время.
Воспитательная цель. Пробудить интерес к изучению различных взглядов по проблеме психического развития в Новое время
Развивающая цель. Способствовать развитию сознательной дисциплины и ответственности.
Задачи
1. Рассмотреть предпосылки становления психологических теорий Нового времени.
2. Проанализировать специфику развития возрастной психологии в Новое время.
3. Сравнить два основных направления в развитии психологического знания.
План
1. Общая характеристика Нового времени.
2. Эмпиризм и рационализм как два сосуществующих и противостоящих друг другу направления в методологии науки.
Введение
Средневековье – IV – XIV в.
История средних веков связана с возникновением, развитием и упадком феодального строя. Упадок в культуре и образовании, закрываются многие известные школы (Афинская), следствием этого становится снижение уровня образования населения. Исчезают крупные города.
Для этой эпохи характерны постоянные войны, набеги, эпидемии.
Мировоззрение людей становится теологическим. Появилось такое учение как схоластика (пассивное усвоение старого, и активная модификация готового знания). Она тормозила развитие новых знаний, т.к. они противоречили ее многочисленным догмам.
Основными представителями этого времени были Фома Аквинский, Вильям Оккам, Августин Аврелий.
Эпоха Возрождения XV – XVII в.
Происходит кризис системы феодальных отношений, что приводит к зарождению новых форм хозяйствования.
Развивается интерес к проникновению в тайны природы на основе опыта и эксперимента.
Формируется новое представление о картине мира, это приводит к изменению представление о месте человека в этом мире.
Открытие Америки, открытия в астрономии (Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно), в математике, физике (Коперник), общественных науках и философии (Томас Мор, Эразм Роттердамский)
Начинает зарождаться культура в Италии. Леонардо Да Винчи создает свои произведения.
Против схоластических подходов к воспитанию (не учитывающих интересы и индивидуальные стремления детей) выступили ученые-гуманисты в эпоху Возрождения. Они стремились восстановить основы классического образования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка. Большое внимание уделялось и разработке новых принципов обучения, ведущими из которых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые заговорил еще Аристотель.
Новым аспектом психолого-философских работ стала проблема способностей, возрастает интерес к процессу познания, к проблеме построения объективной картины мира. Эти интересы стали ведущими в эпоху Нового времени.
1. Общая характеристика Нового времени
Наиболее важным феноменом обусловившим переход к эпохе Нового времени стала реформация . Мартин Лютер – идейный вождь реформации в 1517 г. бросил вызов церкви, повесив на дверях собора таблицу с мыслями о том, что необходимо отвергнуть засилье веры. Это привело к появлению протестантизма .
В это время идет бурное развитие капитализма , мануфактурного производства, это способствовало развитию науки . Создаются научные центры, неконтролируемые церковью – научная Академия в Риме, Лондонское королевское общество, Королевская академия наук во Франции.
Для эпохи Нового Времени характерно господство материалистической точки зрения в решении вопроса гносеологической проблематики. Что характеризуетсятем, что:
- мир материален , т.е. существует объективно и независимо от сознания;
- материя – первична , а сознание это свойство материи ;
- предметом познания является объективная реальность, которая познаваема.
Новое время это время расцвета механики , появления физики И. Ньютона . Отличительная черта этого периода заключается в том, что не наука определяла развитие производства, а наоборот, успехи в производственной деятельности, особенно, в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. Вселенная, природа в целом рассматривается как гигантский механизм . Человеческое тело так же представлялось своеобразной машиной-автоматом , которая функционирует как и любой механизм по строгим законам физики . Этот принцип объяснения мироздания получил название механистический детерминизм , именно в этот период господствует в психологии.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--