Учебное пособие: Урок литературы на тему: "Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека" на примере рассказа В.М. Шукшина "Алеша Бесконвойный"
Тема: Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Рассказ В.М.Шукшина «Алеша Бесконвойный»
Не пропустил он момент, когда народу захотелось чего-то сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно... Правда – непреложный закон Шукшина.
М.Шолохов
Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье.
П. Проскурин
Цели и задачи урока : создать условия для:
· Приобретения навыков анализа художественного текста;
· Формирования представлений об особенностях индивидуального стиля автора;
· Приобщения учащихся к творчеству В.М.Шукшина;
· Формирования гуманистического мировоззрения.
Оборудование и материалы
· Фотографии В.М.Шукшина
· ИКТ (Компьютер, слайд-шоу)
· Листы с высказываниями
· Листы с практическими заданиями
План
1. Вводное слово
2. Биография писателя
3. Рассказ «Алеша Бесконвойный»
4. Заключение
5. Подведение итогов урока
Ход урока.
1. Вводное слово учителя (3-5 минут).
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вопроса. Глубоко нравственные и гуманистические проблемы поставлены в произведениях В.М. Шукшина. Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, желая узнать, о чем думал писатель, что завещал своим творчеством? Что объединяет героев Шукшина? Какие черты русского национального характера выделяет в них писатель? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы, а также узнаем, какие художественные приемы использовал писатель в своем творчестве?
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Запишите в тетради тему урока: Правда – непреложный закон Шукшина. И эпиграфы, слова М.Шолохова и П.Проскурина.
Звучит под музыку стихотворение Кондакова:
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--