Сочинение Жизненные принципы героев в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
- Основные приоритеты богачей.
- Двуликость Паратова.
- Харита Игнатьевна и Лариса Огудаловы.
- Жизненные ценности Карандышева.
Актуальные образы прошлой эпохи в «Бесприданнице» А.Н.Островского никогда не станут забытыми, поскольку особенности натур основных героев будут еще долго жить среди нас, оставаясь яркими образами в нашей памяти.
Кнуров и Вожеватов являются представителями немногих дельцов, которые искусно умеют «производить деньги». Принцип расчетливого подхода с циничным взглядом на все, что встречается на пути. Данный принцип, увы, получил широкое распространение не только в сфере деловых отношений. Он стал своеобразным правилом жизни, от которого нельзя отступать, чтоб не показаться «слабым». Ведь именно так они рассматривают проблемы «слабых» жителей города с их маленькими проблемами. Очень часто им приходится холодно и без дрожи в голосе рассуждать о чувствах, особенно других.
Пренебрежительное отношение к тем людям, которые «другого» склада ума, прослеживается в поведении обоих купцов не протяжении всей пьесы. Вожеватов «не замечает» за собой проявления теплых чувств даже к, казалось бы, близким людям. Будучи довольно-таки молодым человеком, ему сложно говорить о любви без иронии. Кнуров же, вообще, считает, что говорить с человеком «без влияния» совсем не о чем. Так он нарочито показывает свое отношение к таким, как Карандышев, прикрываясь от него газеткой.
Несмотря на определенное ханжество, Кнуров и Вожеватов стараются поддерживать связь и не желают ссориться по пустякам. Стоит заметить, что «пустяком» в данном произведении выступает Лариса, на которую бросали жребий, чтоб предложить ей съездить в Париж. Этим подчеркивается существующая ценность купеческих отношений, которые могут принести выгоду. Данные взаимовыгодные отношения скрепляются «честным купеческим словом». Нельзя отрицать тот факт, что и с Ларисой Кнуров повел себя честно, сообщив, что он согласен на определенные отношения с ней, но только если она согласится на роль содержанки. Нет повода усомниться в предприимчивости что Куратова, что Вожеватова. Так как вся пьеса пронизана их отношением к девушке, которое напоминает милование прекрасной безделушкой. С одной стороны – хорошо бы заполучить ее, ненадолго, пусть даже за деньги, а с другой стороны – ее отсутствие не так уж и трагично.
Совсем другим принципам следует Паратов, который выступает для Ларисы в роли «идеального мужчины». Двуликость этого героя хорошо прослеживается в его разговоре. По поведению судить сложно. Поскольку Паратов показан предпринимателем с «широкой» душой, которая свойственна русскому человеку, то он не мог не привлечь внимание Ларисы, которая так же отчаянна и искренна. И только по поступкам, и по разговорам раскрывается настоящая натура Паратова. В одном из диалогов с Кнуровым, он говорит, что за любую выгоду готов, что называется, «душу дьяволу продать», тем самым подчеркивая свою беспринципность. Паратов готов на любые уловки, чтоб заполучить желаемое. Это отлично показано в их отношения с Ларисой, которую он не однократно «опутывал» сладкими речами. Путем бесчестного обмана или двойственных обещаний ему удавалось убедить Ларису в правдивости своих слов. Даже Кнуров и Вожеватов понимают, что в данном случае не обошлось без обмана. Водя Ларису «вокруг да около», Паратов, ведь, не сразу признается ей, что помолвлен с другой. И только, когда, потешившись, Паратов признается девушке в обручении с другой и отсылает ее домой Лариса понимает, что была жестоко обманута, в который раз.
Если брать образ Ларисы, то он пронизан наивностью. Девушка следует принципам, которые основываются на честности и правдивости. Именно поэтому она выступает в роли доверчивого и «неземного» трофея, которым хочется потешиться. Словно марионетка, она переходит от одних рук в другие, не замечая, как уважение господ превращается в насмешку. Лариса никогда не думала, или не хотела думать, о человеческих отношениях в реальном мире, а жила где-то глубоко в своем мирке. Да и оценивала она окружающих по вымышленным качествам, не желая видеть и принимать окружающую действительность. Будучи наивной и неопытной, Лариса была неразборчивой в отношениях. Своей простотой она привлекла внимание совсем не тех людей, которые привлекали ее не человеческими качествами, а внешним шиком и блеском.
Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы, совсем другого склада ума. Придерживаясь практичных принципов, которые основаны на изворотливости и хитрости, она пытается выгодно выдать замуж своих дочерей, которые без приданого за душой. Предприимчивая, активная по натуре женщина разрабатывает хитроумный план по «раскручиванию» богатых гостей на деньги. Правда, счастье у дочерей довольно спорное. Преследуя все ту же самую выгоду, Харита Игнатьевна находится в постоянном поиске определенной пользы, минуя человеческие каноны жизни. Подталкивая своих дочерей на унижение «смолоду», лишает права на гордость и честь. Карандышев, если честно, не особо-то подходит на роль завистного жениха, но, по словам матери, потеря то и «невелика». Именно мать советует прокатиться с богачами по реке, чем дорожить вниманием Карандышева.
Ларисе сложно принять материнскую «житейскую» мудрость, поэтому неразделенную любовь решает прикрыть тихой семейной жизнью с Карадышевым. Этим надеждам не суждено было сбыться, поскольку сам Карандышев преследовал свои личные амбициозные планы. В момент прозрения, когда Лариса понимает, что один избранник – подлый человек, а другой – ничтожество, ее накрывает отчаяние, в порыве которого она уже готова стать «содержанкой» у Кнурова. Такой внутренний срыв показывает крушение всех жизненных идеалов Ларисы, которым следовала и в которые слепо верила.
Юлий Капитоныч Карандышев выступает перед читателями как мелочный и эгоистичный собственник, в поступках которого мало искренности и честности. Он пытается вступить в права собственности на Ларису, но ему это не удается, поскольку малозначим в глазах Хариты Игнатьевны. Поведение Карандышева лишено каких-либо принципов, им руководит униженное самолюбие, не более. Его действия смехотворны и вызывают жалость, а его желание «сблизиться» с властными людьми посредством Ларисы достойно осуждения. Все его попытки «возвыситься» терпят фиаско, повлекшие опрометчивые поступки Ларисы. Финальным выходом Карандышев показывает свое отношение к девушке, как к собственности, когда показательно ее застреливает. А ведь именно эти качества и осуждал в капиталистах.
Тетушка Карандышева придерживается принципа бережливости. Что, может, и вызывает смех, но такое поведение вполне объяснимо. Небольшое жалование Карандышева не позволяет расточительства.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что все жизненные принципы, осветленные в пьесе, находятся в зависимости от эпохи, в которой жили персонажи. Правда, нельзя все списывать на ситуацию, ведь многое зависит и от моральных устоев, которые определяют жизненную позицию и личное стремление человека.