Сочинение Конфликт и характеры в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
- Роль чувств и расчета в сюжете.
- Трагический образ Ларисы.
- Образы капиталистов пьесы.
- Жизненная драма Карандышева.
«Бесприданница» А.Н.Островского является наглядной демонстрацией власти денег, которые выступают спусковым рычагом в обществе. Точно показано как наличие денег позволяет руководить людьми, какую независимость и уверенность можно получить. Яркими представителями такого выигрышного положения выступают Кнуров и Вожеватов, перед которыми открыты двери любого дома, где они всегда желанные гости. Два эти героя отлично понимают свое выгодное положение, дорожат им и любыми способами пытаются укрепить его еще больше. Они убеждены, что «счастье не в деньгах, а в их количестве», убеждены, что все в жизни покупается и продается. В чем, собственно, и уличен Паратов, который продал свою свободу. Харита Игнатьевна разными хитрыми способами «разводит» гостей на деньги. Да и Лариса готова за деньги превратиться в содержанку, после разочарования в любви. Умелец Счастливцев пытается получить для себя материальные блага, а в результате получает много долгов. Карандышев из шкуры вон лезет, чтоб заслужить «повеличаться» с богатыми, которым в тайне очень завидует. Как видим, в пьесе очень хорошо раскрыта степень влияния денег на образ жизни главных героев произведения.
Если говорить о чувствах, то их роль совсем незначительна. По крайней мере, о любви никто говорить не желает, считая ее слабостью. Действительно, на настоящее чувство способны не многие. В пьесе А.Н.Островского любовь испытывала только Лариса, которая всех привлекала и восхищала, а любви, которую искала, все равно не получила. Как в дальнейшем будет рассуждать девушка, что любви в мире нет, а существует ложь и обман. Ни кого не интересует человеческая душа, с ее переживаниями и мечтами – нужны только деньги для забавы. Так получилось, что среди знакомых, которые ее окружали, никто не способен на такое сильное чувство. Молодой Вожеватов, не смотря на свою молодость, никогда любви в себе «не замечал». Паратов не знаком со словами «жалость» и «сопереживание», зато за выгодную сделку «так все продаст, что угодно». Долгое время этот человек, который потом предал Ларису, бессовестно врал, опять-таки, для своей выгоды. Кнуров честно говорил, что любви нет, но есть деньки, которые «заткнут» рты осуждающим. Даже Карандышев, который заверял Ларису в своей любви, в конце концов, демонстрирует всего лишь желание «владеть» ею и ее жизнью, как своей собственностью.
Конфликт, который разворачивается в пьесе, заключается в одиночестве главной героини, не смотря на оживленный интерес окружающих к ее персоне. Более того, ее взгляды и идеалы совсем не входят в общественные принципы правящего общества. Ларисе противны такие качества, как двуликость и лицемерие, что заставляет снова и снова ошибаться в людях и что приводит к глубоким переживаниям. Видимый и фальшивый блеск воспринимает как щедрость и русскую «широту души». Даже, после того как Паратов исчез, а потом снова появился, не пугают и не настораживают Ларису. Натура Ларисы тонкая и отказывается верить в отсутствие человеческого понимания души. Хотя, на самом деле, ведь, тоже на всех смотрит только «со своей колокольни», не желая видеть действительного. Ее решение выйти замуж за Карандышева – поступок абсолютно глупый, поскольку и так все ясно – ее поэтическая, чувственная душа не сможет мирно сосуществовать с мелочным эгоизмом Карандышева, который, к тому же, достаточно самолюбив. И на Паратова, и на Карандышева она не желает смотреть реальным взглядом, хочет увидеть в них какой-то идеал. В браке с Карандышевым Лариса желает уединения и душевного покоя. Вряд ли это удалось бы, ведь это очень сложно – наладить гармоничные отношения с человеком, которого мало, что не любишь, когда он даже уважения не вызывает. Но мелочность и ничтожность относятся не только к Карандышеву. Паратов ничем не лучше Карандышева и заслуживает презрения, даже при наличии умения с блеском выходить из ситуации.
В «Бесприданнице» искусно показаны характеры всех героев, не только Ларисы. Не смотря на то, что Кнуров и Вожеватов проявляют нечеловеческий цинизм при бросании жребия на Ларису, они все-таки сохраняют честность в отношении к ней. Их «купеческое слово» имеет силу в их отношениях. И пусть это слово не несет в себе высоких духовных идеалов, но и не дает совершать им бесчинства. Паратов же, благодаря своим бесчестным и жестоким поступкам приводит к трагическому концу главную героиню. Есть и другие черты Кнурова и Вожеватова, которые раскрыты Островским. Например, надменность Кнурова ограничивает его в общении, а показное ханжество Вожеватова всегда прикрывает страх перед общественным осуждением.
Успешные капиталисты потихоньку высмеивают Паратова, который не смог сберечь свои деньги, благодаря своему расточительству. Автор умело демонстрирует изменения в общественном мнении относительно дворянства. Если раньше дворянин считался уважаемым человеком, то в описанной эпохе дворянская экономность выглядела смешно. Дельцы недворянского происхождения позволяют себе не лестные высказывания о представителях потомственных дворян.
Карандышев предстает перед нами жалким и ничтожным чиновником, который осуждает, но очень старается произвести впечатление на успешных дельцов, забывая о том, что «рожденный ползать летать не сможет». Он совершенно лишен решительности и твердости характера, как нет и настойчивости. Карандышев, при желании стать значимым хотя бы в глазах Ларисы, болезненно ревнует ее ко всем, придираясь по мелочам и указывая на ее место в его обществе, которого, по сути, нет. Являясь очень одиноким, со своей мелочностью и тщеславием, он обретал на одиночество и Ларису, а нет, значит «не доставайся ты никому». Сложно сказать, что при таких собственнических взглядах, он был способен на понимание и любовь.
Островский достаточно творчески подошел к описанию организации жизни определенного сословия общества, в котором несовместимы одновременно чистоплюйство и стремление к чистым чувствам. Данные образы актуальны по сегодняшний день, поскольку продолжают жить среди людей и сегодня.