Сочинение Стихотворение А.А. Блока «В ресторане» (восприятие, истолкование, оценка)
Любителям и ценителям поэтики и лирики известен тот факт, что чем больше мнений о произведении автора, тем оно неповторимее, подчеркивая уникальность строфы создателя. Настоящий гений в состоянии самую обычную и банальную ситуацию превратить в чувственный фейерверки вулкан страстей, которые разгорались бы перед глазами читателей, создаваянеобычные образы в их сознании. Непростая жизненная драма разыгрывается в произведениях А.А.Блока. Но эти произведения приняты и поняты, как литераторами, так и простыми людьми, поскольку сюжеты его произведений очень близки народу. Основная черта творчества Блока – умение соединить внешнее проявление с внутренним переживанием.Философию с бытом, скрытый сюжет с оголенными чувствами.
Давайте проследим, как это происходит «В ресторане», стихотворении, которое понравилось и полюбилось простому читателю. Его сюжет довольно прост, но проблематика неизменна. Главной ниточкой протягивается отношения двух людей, где разыгрывается драма: на чувства влюбленного человека не отвечает любимая женщина и уходит. Каким бы образом он не старался удержать ее, у него ничего не вышло.
Большинство поэтов-символистов считали своих прародителей литераторами-романтиками, а Блок был поэтом-романтиком по натуре, ему не приходилось учиться. Блок, как никто другой отлично ощущал двойственность души, в которой происходит вечная борьба светлого и темного. Он очень тонко ощущал грубость земного существования и неуловимость вечного. Именно эту черту так явно хочет показать автор в своих героях.
Стихотворение полно человеческих земных сомнений главного героя, которые заставляют терзаться итак измученную душу. Все это подкрепляется описанием природа, которая служит кульминационным штрихом в описании чувств героя. Желтый цвет неба и желтые огни фонарей подчеркивают переживания, которые рождают отчаяние. Такие чувственные терзания приводят романтика к вечным душевным мучениям, от которых он устал. В произведении подчеркивается, что герой еще способен на поступки и чувство, в виде золотого бокала, пока еще живет. Правда, оно омрачено глубокой печалью, которую переживает герой.
Ни с чем несравнима авторская игра, которая происходит без слов. Умение показать состязание одних только взглядов, которые и уничижают и превозносят главных героев. Смущенный и дерзкий взгляд его встречается с надменным взглядом ее. Этот взгляд подчеркивает малую значимость героя среди многих поклонников. Но, несмотря на это, он все же выделен из толпы благодаря своей дерзости, которой он прикрывает свое стеснение. Ему все равно, кто она и какие в ней недостатки. Для него она такая, какая есть и в этом она прекрасна.
Все произведение построено на противопоставлении грубого мира и опошленного земного вечному идеалу, светлому и совершенному в своих чувствах. Проследим, хотя бы такой штрих, как герои находятся в ресторанном зале, который наполнен людьми. Главный поклонник занимает свое место у окна, в то время пока избранница сердца входит с другим кавалером. Почему автор очень часто своих героев усаживает у окна? Может именно окно символично напоминает Блоку ту самую дверь в таинственное неизведанное и в то же время чистое, прозрачное и хрупкое. Именно так представляет автор себе такое открытое и странное чувство любовь, которое очень часто приносит душевную боль. Ведь, если стекло разбить и порезаться случайно, то ощущения не самые приятные.
И, тем не менее, именно такие страдания сопровождают наших героев. Все, как всегда символично: золотой бокал – как символ несбыточной надежды и, посланная черная роза – как символ силы переживания и его трагический «привкус».
В стихотворении А.А.Блока показан путь женщины, которая постепенно из жизненного идеала красоты женщины опускается по ступеням жизни, теряя тот неповторимый шарм и загадочность неизведанного. Шаг за шагом, «по ступеням» она спускается в темноту жизни с ее обыденностью. Эта дорога, которая очень изменила облик женщины. Из образа женского идеала, она приобретала все больше черты уже земнойженщины, которая очень быстро превратилась из идола красоты и мечты в обычный предмет, который продают и покупают. Но наша героиня, тем не менее, показана таким образом, что вызывает сочувствие и нам всем хочется принять участие в ее жизни.
Главная идея лирического произведения пронизана любовными переживаниями во время чувственного поединка, который длится всего несколько минут, но по силе своей равен сильному и длительному чувству.
Главная виновница таких внутренних баталий является обладательницей богатого внутреннего мира и красоты, о котором даже не подозревает. Возможно, именно это хотел сказать поклонник, помещая ее истерзанную душу в прекрасное золотое вино в бокале. Бокал служит определенным ограничителем. Нельзя сказать, что героиня не понимает и не принимает порыв героя спасти ее душу. Скорее всего, она приняла вот те рамки, в которых она сосредоточена и не верит в их исчезновение, воспринимая свою жизнь, как некоторое рабство. И в этой жизни она вынуждена играть и скрывать, но это не мешает ей быть на одной музыкальной волне со своим тайным поклонником. В определенный момент это даже напугало героиню, и она решила уйти. Блок сравнивает ее со сном, наверное, неспроста, подчеркивая неосознанные переживания и не контролируемые чувства героини.
Вообще-то, сон сопровождает наших героев, как в подтверждение глубоких душевных переживаний, которые и помогают видеть или разглядеть в людях ту внутреннюю красоту, которая видна лишь чувственным и тонким романтикам.
Как не грустно, но лирика рано или поздно заканчивается. И, как правило, ее обрывает обыденность. Она в состоянии все легкое и невесомое превратить в нечто грубое и пошлое. Так и с героем, не понятно, существовал ли этот волшебный мир вообще или он плод его фантазии. Постоянное сравнение тонкого пения внутреннего мира, вымышленного и грубого визжания земного. Разве подобный визг может открыть завесу загадочных отношений мужчины и женщины. Последний акт, на котором «сказка окончена» происходит в зеркалах. Сложно сказать, почему именно там, может потому, что зеркала отражают, но не показывают истинное лицо. Может потому, сто в зеркалах множится облик героини, уничтожая таинственность и символичность образов. При помощи их, погибает торжествующая во внутреннем мире идиллия образов, музыки и настроения. Именно зеркало отражает и бросает ложные блики на многие образы, искажая суть изображения. И именно искаженные образы и отображают реальную обыденность жизни.