Сочинение Стихотворение «Незнакомка» А.А. Блока. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Незнакомка» вышло из-под пера мятежного Александра Блока в далеком 1906 году, став одним из ярчайших украшений цикла «Свирель запела на мосту». Поэт переживал очередной сложный, выматывающий духовные и творческие силы, период, связанный и с ощущением переломной эпохи, горечью которой пронизаны многие его стихи, и с острыми неудачами в личной жизни. Трагизм ситуации заключался в романе Любови Дмитриевны Менделеевой, жены Блока, с его другом Андреем Белым. Гнетущая атмосфера «растерзанной мечты» разразилась незабвенной блоковской «Незнакомкой».
Сюжет повествования, написанного в жанре рассказа в стихах, основан на неожиданной встрече с эфемерной неземной Незнакомкой в условиях грязного пошлого загородного ресторана. Лейтмотив стихотворения – столкновение призрачной мечты и жестокой реальности. Сам Блок так писал в статье «О современном состоянии русского символизма» о глубинном значении этого произведения: «Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим «анатомическим театром», или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами... Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством... Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец-то то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено»[1]. То есть, Прекрасная Дама, фигурирующая в прежних стихотворениях поэта, как бы трансформируется в новый некий образ собственного «демонического двойника», изысканной куклы.
Примечательно, что в данном произведении поэт использует классические в символизме образы, ситуации. Так, звучат нежной флейтой настроения мотивы романтического опьянения, синего вечера, отрешенного солнца. Сама ситуация – сказочная встреча с Незнакомкой – не нова, подобную использовал в своих произведениях В.Я. Брюсов. Однако же «Незнакомке» Блока устойчивые символы объединены столь причудливо, что в совокупности своей трансформируются, обретая новый, порой противоположный смысл.
Обозначенная выше основная тема стихотворения – противопоставление мечты и действительности – являет собой принцип антитезы. В первой части стихотворения подана гротескная картина пошлого обывательского быта. Описание весеннего вечера, открывающее повествование – только фон – лирический герой не очарован весной, он не чувствует ее свежего дыхания:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Кроме времени, важное символическое значение имеет место: образ ресторана подан, как воплощение вульгарности, бренности бытового мира, который окружает героя. Атмосфера этого мира детализована – поэт рисует для нас зримые, слышимые, конкретно ощутимые аспекты. Это не только мироощущение конкретного лирического героя, в стихотворении рассыпаны реальные моменты современной действительности поэта. Евгений Павлович Иванов, тогдашний друг Блока, вспоминал, что видел в жизни описанные поэтом вывески соседней булочной, неряшливые канавы, имел возможность прислушиваться к крикам людей в лодках, плывущих по озеру, будучи в Озерках, на даче приятеля под Петербургом. И действительно, как реальны канавы и шлагбаумы! Как знакомо вдыхаем «переулочную пыль», ощущая горячий, душный весенний воздух! Как четко можем слышать пьяные окрики, тоскливый скрип уключин, надсадный «детский плач» и раздражающий «женский визг»! Штрихи пейзажа, в свою очередь, демонстративно снижены поэтом: луна абсолютно равнодушно созерцает происходящее:
А в небе ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
Блок упрощает, «опускает» даже солнце – вместо него золотится тщеславный «крендель булочной», а высокое чувство любви подменено банальными прогулками дам с не менее тщеславными «испытанными остряками». Хаотическая отталкивающая дисгармония ощущений, переживаний, звуков, красок, форм и запахов – неслучайна. Комплекс этих выразительных деталей ярко характеризуют мироощущение, настроение лирического героя, не способного принять уродливой в своей прозаичности реальность.
Два значимых мотива звучат на протяжении всего стихотворения. Первый – символическое опьянение – прорисован окриками пьяными в ресторане, соседствующими с героем пьяницами «с глазами кроликов», их настойчивыми утверждениями «In vino veritas!». Даже полупризрачная Незнакомка у Блока движется к своему месту «меж пьяными». Не чуждо забытье в пленительном винном омуте и самому лирическому герою:
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
Ведь опьянение для него – это еще и погружение во внутренний мир романтики, мечты, любви:
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
Второй устойчивый мотив произведения – символика вечера. Анафора в стихе («И каждый вечер...») будет повторяться трижды: в пошлой картине моциона дам со своими местными кавалерами, в горьком описании опьянения и сопутствующих ощущений лирического героя, в изображении появления Незнакомки.
Романтическую вторую часть стихотворения открывает явление Незнакомки:
И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Лирический герой околдован, он уплывает мысленно в «очарованную даль», подальше от окружающей вульгарной реальности, ото всего, что своим несовершенством грубо оскорбляло его трепетное эстетическое чувство. С головой погружаясь в царствие мечты, он открывает для себя иную мистическую действительность:
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные,
Цветут на этом берегу.
Дальний берег, бездонные синие очи, свежие духи и туманы – детали, которые составляют целостный образ мира фантазии и поэзии. И пусть он мимолетен, но истинный смысл жизни откроется герою именно на этом прибрежье мечты. О своем прозрении он и говорит в сочном финале стихотворения, признавая: «…истина в вине».
А что же олицетворяет сама Незнакомка Блока? Скорее всего, образ этой героини символизирует некую раздвоенность сознания героя, создавая мотив двоемирия. Даже спрятавшись в сказочном крае, освещаемом таинственным ореолом Незнакомки, от грубой действительности, герой понимает, что окружающий мир продолжает существовать. Именно это лишает сущность лирического героя цельности, которая необходима для гармонической, а значит счастливой жизни. Данное расщепление придает образу героя трагедийные ноты.
Два описанных мира – грез и реальности – у Блока несовместимы. А. Терновский метко подмечал: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище» – единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям»[2].
Ритмика стихотворения – четырехстопный ямб, структура – катрены, рифмовка использовалась перекрестная. Поэт прибегнул к различным средствам художественной выразительности: емкие эпитеты («терпкое вино», «берег очарованный»), свежая метафора («очи синие бездонные Цветут на этом берегу»), неожиданная инверсия («В туманном движется окне»), звучная аллитерация («По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух»), а также ассонанс («Дыша духами и туманами»).
Существует попытка сравнения блоковской Незнакомки с героиней из повести «Невский проспект» Гоголя. Последняя – знойная панельная красотка предстает перед несчастным художником в виде неземного видения, сводя его с ума. Блок поворачивает призму, под которой видится схожий сюжет, иным углом: иллюзия торжествует в строках «Незнакомки» над пошлостью и «замшелостью» жизни. Эту же тему поэт впоследствии разовьет в лирической драме «Незнакомка», подчеркнув в ней, однако, горько-ироническое отношение к происходящему: лирический герой пьесы у Блока обречен на неутолимую тоску по прекрасному недоступному идеалу.