Сочинение Стихотворение «О, весна без конца и без краю» А.А. Блока. Восприятие, толкование, оценка
Страстное стихотворение «О, весна без конца и без краю...», рожденное в 1907 году, вошло в знаменитый цикл произведений А.А. Блока «Заклятие огнем и мраком», написанный под воздействием увлечения поэта-романтика актрисой театра В.Ф. Комиссаржевской, Наталией Николаевной Волоховой. Доминирующая тема стихотворения – принятие полярных аспектов жизни, рассмотренных сквозь призму мечты и любви.
Эпиграфом к этому произведению поэт избрал строки из стихотворения «Благодарность» М.Ю. Лермонтова:
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченной в пустыне...
Однако отличной является ироническая снисходительная «благодарность» Лермонтова:
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
В свою очередь, лирический герой Блока более оптимистичен. Первая строфа с восторженными символами «весна» и «мечта» передает его несколько иное отношение к жизни:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
В этих же строках чувствуется и мотив борьбы за высшую цель, отсутствия пассивной наблюдательной позиции – герой радостен, но он готов к бою, он защищен. Многообразие проявлений жизни Блок показывает в противоположных образах, использованных в повествовании. Он противопоставляет неудачу и удачу, «плач» и «смех», утро и ночную бессонницу, «колодцы земных городов» и «пустынные веси». Саму жизнь поэт прорисовывает в образе женщины-загадки:
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...
Лирическому герою не доступна ее тайна. Символический образ женщины несет смысловое значение образа самой природы, во всей ее непредсказуемости. Встреча с ней – вызов, требующий от героя мужества, сил, твердости духа. Именно здесь вновь возникает смелый мотив борьбы с обстоятельствами, а может и с самой жизнью, опять появляется образ «щита»:
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами – хмельная мечта!
Финал стихотворения снова оптимистичен. В спектре своих противоречивых насыщенных чувств, герой не только не потерялся, но и открывает для себя многоцветье жизни. Он смело принимает как радость, так и пережитые и предстоящие «мученья»:
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
В стихотворении использовано 12 восклицательных предложений, что как нельзя лучше предает душевный настрой взволнованного лирического героя, придавая повествованию особо торжественный, патетичный характер.
Композиция произведения кольцевая. Начало заложено восторженным гимном жизни, не смотря ни на что, имеющей место для мечты. Затем обозначена общественная и духовная позиция лирического героя через чередование полярных образов и понятий. И в заключении, словно преодолев мысленно трудный путь неудач, бессонных ночей, препон судьбы, любви и ненависти, лирический герой восклицает, отважившись: «Все равно: принимаю тебя!».
Ритмика стихотворения – трехстопный анапест, уложенный в катрены, рифмовка использована перекрестная. Поэт прибегает к разнообразным средствам усиления художественной выразительности: звучным эпитетам («осветленный простор», «хмельная мечта»), уместным риторическим восклицаниям («Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!»), сочным гиперболе и анафоре («О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!»), неизбитой метафоре («в заколдованной области плача»), ловкой метонимии («бессонные ночи»), необходимой анафоре («Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи...») и свежим контекстным антонимам («бессонные споры» – «утро», «осветленный простор поднебесий» – «томления рабьих трудов»). Многократное повторение глагола «принимаю» создает позитивный лейтмотив стихотворения.
Можно допустить, что основная мысль, заложенная поэтом в стихотворение «О, весна без конца и без краю...» – некая двойственность отношения лирического героя к миру, в конечном итоге выливающееся в победу любви и мечты «без конца и без краю».