Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция
Творчество Блока отличалось его способностью писать символами, придавая им лирический облик. Этот факт неоспорим и всеобще признан. Он считался величайшим поэтом, который рассматривал собственное творчество, как определенное автобиографическое летописание. Его стихи поражали тем, как мастерски в них вписал образ поэта. Главный герой раннего творчества переживает основные периоды становления человека: взрослость, определение установок и поиска истины. Такая идея могла прийти в голову только Блоку, поскольку только ему были постижимы такие гонения души, которые спровоцировали создать «душевную автобиографию», в которой автор говорит редко о фактической жизни и ее проблемам. Нет, он говорит о чувствах, с которыми бесконечно долго и мучительно борется человек. Все стихотворения можно разделить на несколько периодов – частей, но делились они не в хронологическом порядке, а по степени отражения определенных чувств.
Ранние стихотворения посвящены Прекрасной Даме и отношениям с ней, где воспета и любовь к женщине, и к природе, которая помогала понять тонкую душу Дамы. Для главного героя Блока образ Прекрасной Дамы всегда связан с чем-то недосягаемым, к чему он боится прикоснуться. Для него она божественна, и каждый раз встречаясь, он испытывает неимоверное удовольствие, но одновременно и страх и трепет. Сама женщина перевоплощается на строках произведений Блока, она не одна и та же, она меняется: то холодна – то горяча, то нежна – то, как кремень, то в белые одежды одета – то Дева «Радужных ворот». Непостижимо для сознания человека, особенно, для мужского. Именно поэтому, не понятая до конца, Дама воспета.
Более реалистичное стало и восприятие женского образа, который потерял уже некоторую таинственность Прекрасной Дамы. Конечно, женщины по-прежнему играют главную роль в его творчестве и все его внимание приковано к лирическому женскому образу. Блок по старинке предполагает, что женский образ является носителем чистого начала. И каждая рассматривается, как что-то загадочное и светлое, но не разумное, потому, что не в состоянии разглядеть реальную жизнь, со всеми темными проявлениями. В этом и заключается трагизм, поскольку для блока образ женщины – символ идеального существа.
Главный герой может быть для Дамы и рыцарем и пастырем, и молодым, и ясным. Короче говоря, женский облик всегда теребил простую и логичную мужскую мысль, чтоб посеять сомнения, вызвав тем самым определенные соображения.
Главный герой понимает, что иногда он стоит этой Прекрасной Дамы, а иногда боится, что не достоин. Ему страшно прикоснуться к истине, любви и красоте, но все же взывает к божественному лику, хотя испытывает тревогу по поводу терпения.
Главная идея лирического произведения пронизана любовными переживаниями во время чувственного поединка, который длится всего несколько минут, но по силе своей равен сильному и длительному чувству.
В 1905 – 1907 гг. поэт переживал смену отношений к самой жизни. Его взгляды были пересмотрены и переоценены. Короткими шагами Блок выходил из периода иллюзорной магии и перестал многое идеализировать. Теперь в его стихах было больше реализма жизни и обостренным чувством справедливости. Большой сборник стихов посвящен городской тематике, которая пронизана лирикой отношений жителей города. Реальные отношения на фоне реальных пейзажей.
Его тема выбрана не просто так, поскольку давящая атмосфера влажного и холодного воздуха повлияла на внутреннее состояние жителей. В городе, где «всем безумным приют» Блок описывал жизнь людей, которые жили в подворотнях и которые мучились от тоски.
По строчкам Блока едва заметна и еле уловима жалость и сочувствие к жителям города, которые напоминали звук тех же накатывающихся волн. Множество неведомых работников выходили на работу и «и земли воздвигая палаты» умирали, но вскоре «прибыли толпы других» с рабочим реквизитом, дабы влачить свое жалкое существование.
Жизнь без малейшей надежды на лучшее приводит к разгульной жизни, которую скрашивает выпивка.
А.А.Блок, который искренне переживал за будущее своего народа, за историческое наследие страны, «вышел» из тени и готов к борьбе темного и светлого в душе человека. Главная тема пронизана любовью к Родине и родной земле. В его строчках чувствуется искренние переживания, которые могут посеять тревожные мысли, заставить сомневаться. Но он не осуждает грубо и дерзко, как это сделал бы «чужой» поэт. Нет, он это делает изящно, осторожно, проявляя все те чувства, которые испытывает сын по отношению к своему отцу. Блок верит в свой народ, его с духовную силу, которая поможет пережить все неприятности, агонию нищеты, всю катастрофичность положения. Его не покидаетвера в родной народ, который выживет и будет «побитый», но очищенный и просветленный.
Самым интересным в этом сборнике является тема, которая поднимает проблему возрождения. Эта дорога или путь «просветления» начинается еще в далекие времена и не заканчивается до сих пор, создавая некоторую таинственность, которую подчеркивает Блок. По словам поэта, вся Россия омыта реками, «окружена болотами» и непролазными «дебрями», где много колдунов.
Блок представляет страну разной, с множеством образов, показывая тем самым, насколько необычайна его страна, великая и необъятная. И как любому государству ей следует пройти сложный, полный невзгод, путь. Самое интересное заключается в объединении людей многих культур в одно единое «сердце», которое будет биться во благо государства.