Сочинение Краткое содержание повести по главам: Детство Темы (Гарин-Михайловский)

Бошар величественно вошел и опустился на стул, в то же мгновение вскочил с него с пронзительным криком. Когда он нашел иголку, то выскочил вон из класса. Через некоторое время появился совершенно бледный директор, который бросился к последней скамейке. На ней как раз сидели Тема, Иванов и Вахнов.

Директор схватил Тему и потащил его к себе в кабинет. Тему охватил ужас, особенно после того, как директор повернул в двери ключ. Он стал кричать, что не имеет отношения к случившемуся. Директор же пытался вырвать из него признание, кто это сделал.

«Впившиеся черные горящие глаза ни на мгновение не отпускали от себя широко раскрытых глаз Темы. Точно что-то, помимо воли, раздвигало ему глаза и входило через них властно и сильно, с мучительной болью вглубь, в Тему, туда... куда-то далеко, в ту глубь, которую только холодом прикосновения чего-то чужого впервые ощущал в себе онемевший мальчик...

Ошеломленный, удрученный, Тема почувствовал, как он точно погружался куда-то...».

И Тема не выдержал и, умоляя о пощаде, нечаянно выложил, все, что знал.

Удовлетворенный директор запер мальчика в соседней комнате, а сам ушел. Тема закричал.

Через некоторое время Тема услышал, как в кабинете директора раздаются крики. Это директор пытался вырвать признание у Иванова.

«— Я не могу, я не могу... — доносился как будто с какой-то бесконечной высоты до слуха Темы быстрый, дрожащий голос Иванова. — Делайте со мной, что хотите, я приму на себя всю вину, но я не могу выдать...».

Тогда директор сказал, что Иванов исключается из гимназии. Мальчик ответил, что даже, несмотря на это, он не пойдет на подлость.

Через полчаса состоялось определение педагогического совета, на котором было решено, что

Вахнов исключался из гимназии, родным Иванова предложено было добровольно взять его, а Карташев наказывался на неделю оставаться во время обеда в гимназии по два часа каждый день.

Теме приказали идти в класс, и он чувствовал себя страшно униженным. Ему хотелось умереть. Сознавать, что ты — ябеда, было невыносимо.

Дома он рассказал все родителям, но скрыл, что сам выдал товарища. Мама догадалась, что было что-то, о чем ее сын промолчал и стала выяснять, что же он скрывает. Не выдержав, Тема расплакался и все рассказал. Мама сказала, что впредь ему следует помнить о своей слабости и контролировать себя, а пока же нужно успокоиться. Но еще долго вечером Тема молился и вспоминал Иванова, и сознание того, что он его больше не увидит, действовало на него так страшно, что он визжал от боли и, впиваясь зубами в подушку, застывал в тоске.

Когда Тема мечтал о летней поездке в деревню, он не предполагал, что его замечательные отношения с Ивановым могут испортиться. Он с удовольствием представлял свой отдых в компании лучшего друга, их каникулы, наполненные интересными занятиями. В этот момент ничто не грозило их дружбе. Однако всего одного момента бывает достаточно, чтобы разбилось нечто светлое и прекрасное. Жестокое нравственное испытание выпадает на долю Темы. Растерянность и страх не лучшие помощники, в данном случае они сыграли с главным героем злую шутку. По сути, Тема совершил предательство. Однако он сделал это не специально, просто не справился с испугом. Потом же его сильно мучила совесть, однако он и тогда не смог побороть свой страх и пойти к своему другу, чтобы попросить у него прощения. Основная мысль двух данных глав заключается в том, что нельзя позволять страху одерживать над собой верх. Как бы ни был силен испуг, нужно взять себя в руки.

В Америку

Отныне классная комната была Теме отвратительна как свидетельница его позора. Через несколько дней после случившегося к Теме подошел Касицкий и начал с ним разговаривать. Потом их общение продолжилось и в другие дни. Наконец Косицкий спросил Тему, можно ли ему сесть вместе с ним. Тот с радостью согласился.

Потом и Данилов начал поглядывать на Тему. Он ему сочувствовал, но ему было стыдно выразить ему свое участие. Когда же Касицкий пересел к Теме, Данилов тоже попросился. Тема очень обрадовался, а Касицкий закричал во все горло: «Вот мчится тройка удалая!»

Данилов очень любил море и постоянно рассказывал друзьям о нем. Он давно уже умел и грести, и управлять рулем. Отец его был капитаном порта, поэтому Данилов даже во сне грезил морем. Однажды Данилов предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. С тех пор морские прогулки стали для них обычным делом. Зимой, когда море замерзло, они просто смотрели на него и разговаривали про корабли.

Понемногу план созрел: попытать счастья и с первым весенним днем удрать в Америку на первом отходящем пароходе. Данилов все обдумал и стал собирать с друзей деньги на поездку. Отныне они экономили на школьных обедах и отдавали любые средства своему другу на сохранение. На уроках им всегда хотелось есть, но они терпели.

Данилов считал, что прямо в гавани сесть на корабль не удастся, поэтому решил узнать, когда отходит подходящий корабль, заранее выбраться в открытое море на лодке и там, пристав к кораблю, объяснить, в чем дело, и уехать на нем. На корабле они хотели стать юнгами.

Еще Данилов решил строить лодку. В этом ему помог отец, дал лесу и руководителей. Всю зиму шла работа; сперва киль выделали, затем шпангоуты насадили, потом обшивкой занялись, а затем и выкрасили в белый цвет, с синей полоской по борту.

К урокам компания не готовилась. Темина мать родила еще одного сына, поэтому контроль на время ослаб, и у мальчика появились ужасные оценки. В школе считали, что он останется на второй год. От домашних Тема свое положение утаивал.

Друзья назначили свой отъезд на четвертый день Пасхи. Заграничный пароход отходил в шесть часов вечера. Решено было тронуться в путь в четыре.

Когда они прыгнули в лодку, Тема подумал с замиранием сердца: «Неужели навсегда?»

Они выехали в море и долго плыли, пока из гавани не показался пароход. Согласно законам аварий Касицкий выстрелил два раза из револьвера, а Данилов выбросил специально приготовленный для этого случая белый флаг, навязанный на длинный шест. На палубе показался целый ворох белых платков, но корабль не остановился: там подумали, что в лодке прощаются с ними.

Друзья были разочарованы. Когда же после Пасхи все собрались в школе, Касицкий не удержался и рассказал всем об их путешествии. Все смеялись и прозвали Данилова, Касицкого и Тему американцами.

Подготовка друзей началась после того, как все они загорелись идеей поехать в Америку. Идея часто выступает движущей силой, стимулом, в данном случае получилось именно так. Но при этом друзья не думали о разумности совершаемого. Они высчитывали, как им попасть на корабль, строили лодку, однако не представляли, что будут делать, если затею удастся воплотить. Считали, что бесплатная рабочая сила нужна везде. Но разве их жизни стали бы лучше, если бы им удалось покинуть родной дом? Мечта о море одного из мальчиков была столь сильной, что все, что составляло его нынешнее существование, казалось бессмысленным. Однако вместо того чтобы сначала выучиться, а потом связать свою жизнь с морем, он вместе с друзьями совершает безрассудный поступок. При этом ребята не думали о своих родных, о том, как они отреагируют на пропажу детей. В данном случае мальчишки поступили не только эгоистично, но и глупо: в любом случае с корабля их бы вернули домой. Основная мысль данной главы в том, что, горя какой-то идеей, не нужно тотчас же бросаться ее исполнять. Гораздо лучше постепенно набираться опыта, чтобы впоследствии исполнить свою мечту так, как хотелось.

Экзамены

И вот подошли экзамены. Тема по-прежнему обманывал домашних, отвечая, что у него все в порядке с отметками. Экзамены кончились. На следующий день Теме пришлось признаться, что он срезался по трем предметам, что передержку дают только по двум, но если особенно просить, то разрешат и по трем.

Мать долго презрительно на него смотрела, а потом сказала: «Негодяй!» — и толкнула его ладонью по лбу.

Теме стало ужасно стыдно и обидно, он не ожидал такой реакции. Пришел отец, мать ему все рассказала, и он тоже выразил ему свое пренебрежение.

От отчаяния Теме захотелось умереть. Ему стало почти хорошо, когда он представил, как все будут бегать вокруг него, мертвого. На глаза ему попалась коробка спичек, и он подумал, что такая смерть была бы очень хороша.

Когда вопрос о смерти был выяснен, решимость его значительно ослабела, и он почувствовал ужас. Но все же протянул руку к спичкам, отобрал горсть их и начал потихоньку, держа руки под столом, осторожно обламывать головки. Потом он налил себе четверть стакана воды, всыпал в стакан головки спичек и...

Появилась служанка, закричала, и он опрокинул содержимое в рот. Появились отец и мать, его стали отпаивать молоком. Тема начал просить прощения, вид плачущей мамы его страшно напугал. Отец, возмущенный сценой, не выдержал и, плюнув, ушел в кабинет, а Тема продолжал вымаливать прощение.

Потом Тема много занимался и, когда ему разрешили передержку по экзаменам, выдержал ее отлично. И, когда за нарядно сервированным столом все его хвалили, ему казалось, что вот теперь он настоящий, а еще неделю назад был не настоящим Темой.

Для того чтобы преодолеть свои слабости, нужно иметь очень много выдержки. Главный герой произведения смог собрать свою волю в кулак и исправить свои ошибки. Однако перед этим он совершил массу глупостей. Когда он забыл и думать про уроки, то уже обрек своих родителей и, прежде всего маму, на страдания. Потом, получив справедливое наказание, он вместо того чтобы осознать свои ошибки, решил усугубить их. По сути, Тема понимал, что его обозвали обидными прозвищами справедливо, ведь он был виноват. Но очень часто мы обманываем сами себя, закрываем глаза на свои проступки, считая виновными всех вокруг. Так и Тема решил наказать своих родителей, хотя виноват в своем горе был сам. То, что в итоге он смог понять неправильность своих действий и захотел исправить совершенное, очень хорошо, это означает, что впредь Теме будет легче избегать таких ошибок. Искреннее раскаяние всегда свидетельствует о том, что человек стал мудрее. С героем произведения так и случилось.

К-во Просмотров: 6347
Найти или скачать Краткое содержание повести по главам: Детство Темы (Гарин-Михайловский)