Сочинение Лирика Александра Блока
1. Поэт Александр Блок.
2. Главные темы в творчестве А.А. Блока.
3. Любовь в поэзии Блока.
Александр Блок походит родом из интеллигентской дворянской семьи. Отец Блока был неплохим музыкантом, тонким стилистом и хорошим знатоком литературы. Но отец А.А.Блока имел деспотический характер. Именно поэтому мать Александра Блока бросила своего мужа, будучи еще беременной.
Свое детство А.Блок провел в атмосфере различных литературных интересов. Именно поэтому тяга к поэзии у него пробудилась очень рано. Первые свои стихи А.А.Блок начал писать в пятилетнем возрасте. Когда Блок окончил гимназию, он решил серьезно заняться написанием стихотворений.
Лирика А.А.Блока является уникальной. При огромном разнообразии тем и средств выражения, лирика поэта предстает перед читателями как единое целое, как отражение «жизненного пути», который прошел поэт. Даже сам А.Блок указывал на эту особенность своего творчества. А.А.Блоку пришлось пройти очень сложный творческий путь. От романтических, символистских произведений — к обращению к настоящей революционной действительности. Некоторые друзья Блока, которые сбежали за рубеж от революционной действительности, кричали, что Блок продался большевикам. Это была неправда. Безусловно, Блок очень сильно пострадал от революции, но, несмотря на это, он понял, что перемены обязательно должны прийти. Блок ощущал жизнь очень чутко, он всегда интересовался судьбой родной страны и народа.
Основной темой творчества А.А.Блока является тема любви. Это любовь к России, любовь к женщине и т.д. Раннее творчество А.А.Блока отличается религиозными мечтаниями. «Стихи о Прекрасной Даме» - это цикл, который исполнен тревог. Поэту очень не хватало женского идеала. Поэт посвятил Д. И. Менделеевой множество стихов о любви. Вот несколько строк из произведения «Вхожу я в темные храмы...»:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Увлечение А.А.Блока философскими представлениями В. С. Соловьева совмещалось с любовью молодого поэта к его будущей жене. Самым близким Блоку оказалось учение Соловьева о существовании Души Мира, Великой Женственности. Мысль философа В. С. Соловьева о том, что именно через любовь к женщине открывается и любовь к миру, вызвала особенный отклик у А.А.Блока.
Идеи двоемирия («Стихи о Прекрасной Даме»), которые представляют собой сочетание материального и духовного, воплощены через систему символов. Образ героини этого цикла характеризируется некой неоднозначностью. На первый взгляд, это обычная женщина:
Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
С другой стороны, это мистический образ.
То же относится и к герою.
У А.А.Блока история земной любви воплощается в символическом романтическом мифе. «Небесное» (Дама) противопоставлено «земному» (лирический герой), ощущается сильное стремление к воссоединению «земного» и «небесного», благодаря чему должна наступить гармония.
Поэтическая направленность Александра Блока менялась с течением времени. Он всегда понимал то, что когда вокруг разруха и голод, смерть и борьба, нельзя уходить в «иные миры». Тема интеллигенции и народа также появляется в поэзии А.А.Блока. В произведении «Незнакомка» четко показано, как прекрасная мечта сталкивается с действительностью:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
В своем дневнике Блок записывал: «Она является идеалом красоты, который точно может пересоздать жизнь и изгнать из нее все дурное, уродливое». Двойственность — соприкосновение отталкивающей реальности и образа-идеала находит свое отражение в стихотворении «Незнакомка». Двойственность также отражается и в двухчастной композиции стихотворения. Первая часть наполнена ожиданием идеального образа Незнакомки:
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен...
Но именно трактир является мостом встречи с идеалом. Автор очень умело нагнетает обстановку в трактире, тем самым готовя читателей к появлению Незнакомки. Действительность для героя преображается тогда, когда появляется прекрасная Незнакомка (вторая часть стихотворения). Образ лирического героя в этом стихотворении раскрывается удивительно психологично. Для А.А.Блока очень важна смена состояний лирического героя. В поэзии Александра Блока отчетливо проявляется любовь к родине. Любовь к России у поэта отчетливо перекликается с любовью к женщине:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
А.Блок всегда стремился продлевать традиции классической русской литературы. Он честно служил своему народу. Лермонтовские традиции видны в стихотворении А.А.Блока «Осенняя воля». В стихотворении «Родина» М. Ю. Лермонтова любовь к отчизне называется «странной». Любовь Блока является такой же:
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю...
Отношение Александра Блока к России более интимно и лично, подобно любви к идеальной женщине. Именно поэтому Русь перед читателями постает в женском образе:
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав
В произведении А.А.Блока «Русь» родина является тайной. Разгадки этой тайны спрятаны в душе народа. Мотив страшного мира также получил отражение в поэзии поэта. Вся безвыходность жизни наиболее ярко проявляется в известном стихотворении А.А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...»:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Стихотворения А.Блока во многом очень трагичны. Трагичным было само время, которое их породило. По словам самого Блока, суть его творчества – служить будущему. В последнем произведении Блока «Пушкинскому дому» вновь говорится об этом:
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.
Образ лирического героя во многом немаловажен для полного понимания творчества А.А.Блока. В своих произведениях Блок часто отображал самого себя.
В произведении «Фабрика» поэт-символист обращается к социальной тематике, к реальности. В этом стихотворении есть три образа: лирический герой, который постоянно повторяет: «Со своей вершины я вижу все…», мистический персонаж и толпа людей, которые собрались у ворот. Все это очень характерно для творчества Александра Блока: он видит все с «вершины», но, несмотря на это, остро ощущает жизнь во всем ее разнообразии и даже в трагичности.