Сочинение Любовная лирика А. Блока
Блок, пожалуй, является одним из последних великих русских поэтов. Конечно же, после Блока в российской литературе еще были поэты, в том числе, которые смогли отразить трагичность и изменчивость XX века, к ним можно отнести А. Ахматову, М. Цветаеву, Б. Пастернака. Но превосходство и уникальность поэта заключается в той мощи и силе поэтического голоса поэта, с которой он рассказывает нам о неповторимости природы, о мировых событиях, о любви и о смерти. Не зря Анна Ахматова в одном из своих произведений назвала поэта «трагическим тенором эпохи», почему тенором, зачастую в опере партия тенора принадлежит любовному герою.
Все описываемые поэтом возлюбленные представляются нам прекрасными, в этом заключается пушкинская традиция восхищаться красотой и нежностью Женщины. Вся любовная лирика поэта в первую очередь связанна с образом Прекрасной Дамы, она воплощение вечной женственности и надежда на спасение души и обретение гармонии:
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя».
В книге «Стихи о Прекрасной Даме» нашел отражение напряженный момент душевных мук поэта, его влюбленность в Л. Д. Менделееву, которая произошла в юношеские годы и сопровождала поэта долгие годы, являясь мучительной и радостной одновременной. Поэтому во многих стихах поэта того времени можно увидеть образ веселой и сильной девушки, которую поэт полюбил всем сердцем:
«Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.»
В поэзии, обращенной к прекрасной даме, поэт сохранил ритуальную торжественность служения Богу, но религиозные мотивы были вытеснены преклонением перед совершенством Красоты.
«Убегаю в прошедшие миги,
Закрываю от страха глаза,
На листах холодеющей книги —
Золотая девичья коса».
В повседневной жизни Блок очень сильно переживал возможный отказ возлюбленной, поэтому, получив согласие на брак с Л. Д. Менделеевой, тем самым завершил очередной этап своего творчества. Но периодически спокойствие семейной жизни нарушали романы автора, но, не смотря на это, утешение поэт находил лишь в объятьях одной женщины – своей жены, вот строки из его цикла «Возмездие»:
«О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе».
Цикл стихов о Прекрасной Даме практически не соприкасаются с реальной жизнью. Передаваемое автором чувство трагедии человека, живущего в начале века, вокруг которого происходит революция, заставило поэта внимательно всмотреться в окружающий его мир. В жизнь мещан того времени, в котором присутствовал хаос и разлад. Поиски идеала красоты перемещаются с высших эшелонов на улицы Петербурга в самую гущу толпы.
Стихотворение под названием «Незнакомка», которое стало практически манифестом того времени, которое отображает контраст всего происходящего в тот момент. Пыль, тление разгула, которые как бы погружают нас в Россию того времени, когда произошли события 1905 года. Разочаровавшись, поэт ищет утешения и забытья в вине. Но внезапно, как посланник из другого мира, который не связан со всем происходящим, появляется красота:
«И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль».
Очарованная даль, облачение Незнакомки, веющее стародавними поверьями, невозможно совместить с сонными лакеями и пропойцами. При этом красота, не запятнавшись, проходит сквозь пелену пошлости, становясь для автора счастливой звездой.
Попытки автора вернуть жизни ее смысл и праздничную красоту нашли свое отражение в целых циклах стихов «Фаина» и «Снежная маска», эти произведения были посвящены Н.Н.Волоховой. Достаточно трудно предполагать, соответствовала ли демоническая героиня произведения «Снежная маска» существовавшей в реальной жизни женщине. Декорациями для любовного поединка стал смерч и вьюга. Такая любовь – это скорее потеря пути, некий вихрь, который затмевает все:
«Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вьюгах вкруг тебя».
Новым увлечением Блока была актриса, именно поэтому во всем цикле «Фаина» присутствует дух театра, восторг почитателей, среди которых и наш герой поэт, который наблюдает за игрой актрисы, восторженно и предано он следует за ней.
Но мир – это все одна большая игра, сутью которой является, как и в сути, его возлюбленной неверность, что означает страдание.
Финал этой любви описан в стихотворении «Своими горькими слезами...», в которых поиск идеала в женщине привел автора к разочарованию и уходу. Автор описывает этот момент как момент бессилия, и понимает, что все должно было закончится именно таким образом, разрыв был неминуем.
Следующий этап в творчестве автора связан с его посещением Театра Музыкальной драмы, в 1914 году здесь поэт в первый раз увидел актрису Л. А. Андрееву-Дельмас, которая исполняла в спектакле роль Кармен. Актрисе судилось стать героиней одного из самых прекрасных любовных циклов существующих в русской поэзии. Восторг поэта, вызванный силой и энергией Кармен, сродни восторгу перед самой жизнью, яркостью и многообразием ее красок. Образ Кармен – это воплощение страстной, яркой незабываемой женщины, она неповторима и непринужденна как сама природа. Прекрасное воплощение актрисы в этой роли навсегда увековечило ее образ в стихах поэта:
«Ты — как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе».
Появление нового чувства похоже на грозу, на шторм, который заставляет сердце сладко сжиматься и окунаться в вихрь событий. Не сразу становится заметным, что цикл стихотворений выстроен подобно действиям, развивающимся в опере, зрителем которой и является наш герой, со временем он меняет облик зрителя и становится частью всего происходящего, в этом и заключается сила искусства, зритель становится участником процесса, который поглощает его. Так наш герой то подобен влюбленному Хозе, то сродни красавцу тореадору Эскамилио.
Поиски самозабвения, которые закружат поэта в вихре чувств, – вот что ищет поэт в этом проснувшемся чувстве к Кармен:
«И в зареве его — твоя безумна младость...
Все — музыка и свет: нет счастья, нет измен... »
Кармен не знает что такое верность, но ведь поэт не зря подчеркивает их схожесть, ведь порой верность поэта одной любви заканчивается с окончанием поэтического цикла.
«Мелодией одной звучит печаль и радость...
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен».
Любовь становится рифмой в новых произведениях. Сам автор описывает это в своих последних произведениях цикла «Кармен». Говоря о том, что любое чувство проходит, и стоит вновь обращаться к любимому делу – написанию стихотворений. Все прошло вместе с шелестом платья Кармен.
С циклом стихотворений «Кармен», связано произведение под названием «Соловьиный сад», которое посвящено уходу от реального мира, погружению в чувства, в райский сад. Герой Блока уходит к своей женщине, оставляя все позади, своих друзей, свой мир, это все остается за пределами соловьиного сада. Но звуки моря, и шум мира все равно доносятся к нему даже сквозь пенье соловьев и сквозь его любовь:
«Но, вперяясь во мглу сиротливо,
Надышаться блаженством спеша,
Отдаленного шума прилива
Уж не может не слышать душа».
Чем бы ни отвечала действительность герою за его желание уйти от нее, но место человека все равно среди людей. Счастья только для себя, счастья обретенного только в любви не может быть, ведь любовь – это только лишь одна из составляющей окружающей нас жизни.
Такой же многогранной является и лирика Блока, ведь это лишь часть всего наследия, оставленного нам автором, в нем мы сможем найти перекликающиеся с нашей жизнью ситуации и эмоции, возможно, найдем ответы на вопросы.