Сочинение Поэзия А.Блока и тема «страшного мира»
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, — который раз?
А. Блок
Для дореволюционного Блока характерно стремление к обновлению жизни, так как окружающая действительность страшит его и вызывает чувство тревоги, олицетворяясь со «страшным миром», который уродует и губит человека. В это время поэт еще пока не представляет, как искоренить социальное зло, и потому в его стихах того периода преобладает трагизм.
Прорабатывая тему «страшного мира» Блок постарался выступить не только против «буржуазной действительности», но и против потери человеком нравственных ценностей, приобретения неверия, греховности и духовного опустошения:
Я обрываю нить сознанья
И забываю, что и как...
Кругом — снега, трамваи, зданья,
А впереди — огни и мрак.
В «страшном мире» все то, что прекрасно и естественно, подменено пагубным и не настоящим, повергающем в отчаяние. В этом мире не знают чистой и светлой любви, но зато в ходу «низкая страсть», «горькая страсть, как полынь» и бунт «черной крови» («Унижение», «В ресторане», «Черная кровь», «На островах»):
Только губы с запекшейся кровью
На иконе твоей золотой
(Разве это мы звали любовью?)
Преломились безумной чертой...
Имея проницательный ум, яркую чувствительность, богатую душу, герой лирических произведений напрасно расточает данные сокровища, причем понимает, что происходит и испытывает безнадежность от того, что ничего не сможет изменить. Герой появляется перед читателем то как «стареющий юноша» («Двойник»), то, как демон, приносящий гибель себе и тем, кто находится рядом («Демон»).
Я коротаю жизнь мою,
Мою безумную, глухую:
Сегодня — трезво торжествую,
А завтра — плачу и пою.
Герой потерял себя в нескончаемых лабиринтах «страшного мира», от него осталась только оболочка, создающая для окружающих видимость бытия:
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей...
После революции Блок осознает, что в реальном мире мало что поменялось, и все жертвы и усилия были напрасны. Поэт находится в тяжкой депрессии, видя безнадежность революционного переворота, и склоняясь к тому, что жизнь идет по роковому кругу, и то, что страдания неизбежны:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Герой лирического цикла безмерно одинок среди обступившего его зла, он потерял любимых, родных и друзей, все то, что когда-то было ему дорого, он потерял и истратил. Отчаяние и страх надежно поселились в его душе, вынуждая уверовать в торжество вселенского зла.
Дневное солнце — прочь, раскаяние — прочь.
Кто смеет мне помочь?
В опустошенный мозг ворвется только ночь,
Ворвется только ночь!
Тема «страшного мира» нашла продолжение в циклах стихов «Возмездие» и «Ямбы». В «Возмездии» поэт раскручивает тему наказания за отступничество, его герой ощущает муки совести из-за того, что предал священные обеты и свою высокую любовь. В «Ямбах» герой уже справился с собой и готов дать достойный отпор «страшному миру» и его бесчеловечности. Этот цикл несет в себе зародыши веры в добро и светлое будущее, а также желание сразиться со злом и одолеть его:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Эти слова способны поселить в сердце человека веру, разжечь его угаснувшую надежду и воодушевить на свершение подвига во имя мечты!