Лирический герой в поэзии А. А. Блока
Имя известного писателя А. А. Блока достаточно тесно связано с символизмом. Символизм – это литературное течение, которое в XIX и XX веках пришло из Западной Европы в Россию. Безусловно, это течение обогатилось достижениями русской стихотворной традиции. Символизм в России – это литературное течение, которое дало литературе огромное количество прекрасных произведений, среди которых и поэзия А.А.Блока. Созданные Блоком образы занимают в нем особое место.
Уже в первые годы творчества Блока, его своеобразие проявилось во многом. В этом отношении характерным является произведение «Фабрика». С одной стороны, поэт-символист обращается к социальной тематике и к реальности. Но, с другой стороны, и философия символов, и понимание того, какое место он занимает в жизни, являются также достаточно показательными. В стихотворении А.А.Блока есть три основных образа: «черный кто-то, недвижный кто-то», который считает пришедших, люди, собравшиеся у ворот, и лирический герой, говорящий: «Я вижу все с моей вершины...» Исходной точкой творчества А.А.Блока является пребывание на вершине. Вместе со своим героем поэт шел к реализму, начиная именно с этой точки.
Образ Прекрасной Дамы пронизывает ранние стихотворения поэта. Ее постижению и раскрытию Блок посвятил целую книгу. Особый мир влюбленного поэта, влюбленного человека открывается перед читателями. Этот цикл А.А.Блок посвятил своей жене, Любови Дмитриевне Менделеевой. Поэт не может устоять перед идеалом женственности и красоты, и преклоняется перед своей Дамой. Он ощущает себя настоящим рыцарем, который отдает жизнь служению Прекрасной Даме. После того, как Блок встретился с Л. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, он написал стихотворение «Вхожу я в темные храмы...». В этой поэзии перед героем постает образ, который можно сравнить с образом пушкинской Мадонны. В этот период творчества Александра Блока его герой является романтиком. Высшая ценность для него – это любовь.
Символом самого поэта стало стихотворение «Незнакомка». Такая фраза выражает тему всего этого стихотворения: в соприкосновении с отталкивающей реальностью приходит потребность красоты и идеала. В композиции произведения отражается эта двойственность: произведение состоит из двух частей. Настроение ожидания «единственного друга» пронизывает первую часть произведения. Местом встречи с Незнакомкой является трактир. Автор умело описывает состояние лирического героя в тот момент. На некоторое время действительность для героя преображается тогда, когда во второй части произведения появляется Незнакомка. Каким же будет итог? В забытьи невозможно спрятаться, нужно возвращаться в реальный мир. Для Блока очень важна смена душевного состояния героя.
В малой стихотворной форме А.А.Блоку никак не удавалось полностью раскрыть душевное состояние лирического героя. Но, все же в поэме «Соловьиный сад» Блок сумел это сделать. Основой сюжета данного произведения является неминуемость возврата лирического героя из мира любви и сладких грез в мир реальности. Герой принимает общечеловеческий статус. Именно поэтому большинство образов этой поэмы имеют библейские корни. Иисус ехал на осле для того, чтобы показать праведный путь, то есть истину. Ева является хозяйкой сада. Только ограда разделяет сад от остального мира. Когда лирический герой входит в сад, он теряет свое место в той жизни, куда он должен непременно вернуться потом. В этой поэме также решаются и серьезные философские проблемы: любви, выбора правильного жизненного пути. Несмотря на то, что герой обогащен абсолютно новым знанием, он одновременно полностью опустошен беззаботным счастьем.
В поэме «О доблестях, о подвигах, о славе» также появляется образ человека с нелегкой судьбой. Это произведение является автобиографичным. Блок написал это стихотворение после того, как от него ушла его любимая жена. Именно поэтому неразрывная связь самого поэта с лирическим героем становится ясна.
Образ лирического героя в каждом стихотворении А.А.Блока несет определенную лирическую нагрузку. Более того, образ героя становится провозвестником вечных ценностей и общечеловеческих идей. Блок ни в коем случае не уходит от реальных, конкретных событий. Сущность лирического героя состоит в широком отражении душевного состояния поэта, в синтезе идеального и реального. Лирический герой Блока полностью отражает эволюцию поэта, и сам при этом неоднократно меняется.