Сочинение Как А. Блок сумел передать чувство любви к родине в стихотворении «Россия»
В стихотворениях «Девушка пела в церковном хоре...» и «Незнакомка» мы видим прекрасные образы женщин, которые контрастны реальному миру. В первом из стихов девушка в церковном хоре поет молитвы за нуждающихся в помощи. Она отличается от других своим голосом, возносящимся под купол церкви, и белым платьем – символом чистоты. Этот голос и молитвы вселяют в людей веру в то, что они смогут обрести светлую жизнь.
Эпитеты, характеризующие девушку, становятся символами: «сладок» (голос) и «тонок» (луч на плече). Данная символика – это оценка хрупкости мечты, а надежде противопоставляется ее несбыточность в действительности: «Причастный Тайнам, — плакал ребенок, о том, что никто не придет назад». Как мы видим, образ женщины, которую создал поэт, является символом невыполненных и несбывшихся желаний.
В другом же стихотворении «Незнакомка» Прекрасная Дама возникает в настоящем мире, она описана мягкими красками и противопоставлена своему потустороннему началу. В ней есть все: и реальность («девичий стан, шелками схваченный») и нереальность («дыша духами и туманами...», «и веют древними поверьями...»). Большой смысл повествованию приносит повтор «И каждый вечер...».
С помощью образа «Незнакомки» поляризованы постоянно отрицающие друг друга – духовность и бездуховность, прекрасное и уродливое, злоба и доброта. Мир, который поэт одухотворил образом «Незнакомки», пришел из фантазий в окружающий его «страшный мир». Этот образ не имеет четких линий, но уже представляет собой то, что даст возможность быть самим собой.
Этому и посвящено еще одно стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...». Стихотворение повествует об утерянном счастье, об ушедшей любви и о горьком ощущении разлуки. Но в первой строчке стихов запрятан еще один смысл, который заключается в том, что любовь не дает человеку участвовать в битвах, совершать подвиги, она уводит его в волшебный мир, но этот мир далек от реальной жизни. Героиня стихотворения показана «милой» и «нежной», но совершенно несчастной и живет она на «горестной земле», причем ее «гордыня» не желает смирения, и именно она принуждает ее исчезнуть в неизвестности.
Почему-то иногда исследователи, рассматривая стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...», проводят поэтическую параллель между этим стихотворением и произведением А.С. Пушкина «Я вас любил...». Можно с уверенностью заявить, что и у Блока, и у Пушкина в стихах пишется об ушедшей безответной любви. Однако у Пушкина эта любовь еще не прошла, и он желает своему объекту чувств – счастья, и любви, такой же, что и испытывает сам. Герой же Блока сломлен, с его уст срываются следующие слова: «уж не мечтать», «все миновалось — молодость прошла...», «я крепко сплю», и в конечном итоге он убирает со стола и портрет своей любимой.
В поэзии Блока синий цвет символизируется с прекрасным далеким, связывающим земной мир с прочими мирами. Существует мнение, что синий плащ превращается в символ безграничного неба, укрывшего собой последнюю «женственную тень».
Предлагаем прочитать стихотворение поэта «О, я хочу безумно жить...», в нем изложены главные принципы творчества Блока – уверенность в том, что добро победит, и желание посвятить жизнь во имя грядущего. Все, что происходит в реальности приравнено к страшному сну, который и рождает угрюмое и драматическое восприятие действительности. Поэт выражает надежду на то, что другие поколения смогут увидеть в его поэзии жизнеутверждающее начало, не смотря на то, что ее тон трагичен.
Чувство любви к родине Блок передает в стихотворении «Россия», где это чувство объединилось с верой в ее достоинство, и в грядущее возрождение, в этом произведении судьбы автора и страны – неразделимы. Поэт обожает простую природу деревни, ее «разбойная красота» возбуждает в нем самые нежные чувства. Он не призывает жалеть свою страну – ей не нужна жалость, она достойна всеобщей любви и восхищения. В этом стихотворении прослеживаются мотивы и Н. Гоголя («Русь-тройка») и Ю. Лермонтова («Родина»).
В стихотворении «Россия» читаются два ее образа, первый – ее нищета, этот образ внешний (избы серые, расхлябанные колеи), второй образ выражен через дух, вековые традиции и мощь народа. Поэт символизирует Россию следующими образами: «песни ветровые», «плат узорный до бровей», «разбойная краса».
Стихотворение «На железной дороге», также входит в цикл «Родина», это стихотворение перекликается с произведением Н.А. Некрасова «Тройка», в котором пишется о мечтах героини достигнуть личного счастья. В «Тройке» - «подбоченясь красиво, загляделся проезжий корнет», а «На железной дороге» - «Лишь раз гусар, рукой небрежною облокотясь на бархат алый, скользнул по ней улыбкой нежною... скользнул — и поезд вдаль умчал». В произведении Некрасова тройка мчит по дороге, а девушка «жадно глядит на дорогу» в след укатившей тройке, у Блока - «мчалась юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая...». В обоих произведениях поэты пишут о красоте своих героинь, их стихотворения пропитаны трагизмом. То, что «На железной дороге» было включено в сборник «Родина» имеет свою логику, так как судьба этой девушки символизирует скорбь поэта о России. А. Терновский писал по этому поводу следующее: «невольно думается, не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого его прочтения».
Поэзия Блока характеризуется своей музыкальностью, поэт считает музыку организующей силой, и потому его стихи полны мелодичности, и ритмичности окружающего мира. Музыкальности своих стихотворений Блок добивается звуковыми повторами, ассонансами и аллитерациями. Красочным примером такой музыкальности стихов Блока является стихотворение «Девушка пела в церковном хоре». Вся лирика поэта имеет установку на музыкальность, на ожидание эмоциональных восприятий.