Сочинение Восприятие, толкование и оценка стихотворения А. Блока «О, весна без конца и без краю»
Поэтическое произведение «О, весна без конца и без краю...», вошедшее в цикл «Заклятие огнем и мраком» А. Блок написал в 1907 году, оно знаменует увлеченность поэта актрисой театра В.Ф. Комиссаржевской - Натальей Волоховой. Стихотворение можно отнести к любовной лирике, его тематика – принятие через любовь и мечту полярных сторон бытия. Эпиграфом к своему стихотворению Блок взял строки из стихотворения Ю. Лермонтова «Благодарность»:
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченной в пустыне...
В оригинальном творении Лермонтова эта благодарность означает иронию:
…Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Герой же в стихотворении Блока имеет оптимистическое восприятие мира, а потому первая строфа произведения отображает его восторг по отношению к жизни, в которой присутствует и «весна» и «мечта»:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита.
Эта же строфа также несет в себе и мотив борьбы героя за существование, борьбы, благодаря которой он продвигается к воплощению своей мечты и любви: «И приветствую звоном щита!».
Проявление многообразия бытия описано Блоком полярными образами: «удача» - «неудача», «плач» - «смех», ночная бессонница - утро, «пустынные веси» - «колодцы земных городов», «простор поднебесий» - «томления рабьих трудов».
А ее величество Жизнь в стихотворении Блока является в виде таинственной женщины:
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...
Сам герой не сумел разгадать этой загадки, и потому образ женщины приобретает символизм непредсказуемой природы, герою необходимы и мужество, и твердость духа, чтобы встретиться с ней. Вот тут и появляется мотивация борьбы с его жизнью, и возникает образ «щита»:
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами – хмельная мечта!
Финал же стихотворения полон оптимизма, лирический герой ощущает противоречивые чувства, но они лишь позволяют увидеть ему все краски жизни, и потому он готов принять и радость, и «мученья»:
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
Душевное настроение героя описано восклицательными интонациями, что придает произведению необычную торжественность, взволнованность и патетику. Композиция произведения закольцована, начинается оно верой в жизнь, в которой имеется место для воплощения мечты. Затем герой позиционируется через взаимодействие различных образов и понятий. Как бы преодолев свои неудачи, ночи без сна, любовь и ненависть, в финальной части герой провозглашает следующее: «Все равно: принимаю тебя!».
Блок использует многообразные возможности художественного выражения: риторику («Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!»), эпитеты («осветленный простор», «с буйным ветром», «хмельная мечта»), метафору («в заколдованной области плача»), метонимию («бессонные ночи»), анафору («Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи...»), контекстные антонимы («бессонные споры» – «утро», «осветленный простор поднебесий» – «томления рабьих трудов»).
Множественный повтор глагола «принимаю» придает позитивность стихотворению: «Принимаю!», «Принимаю тебя, неудача!», «Принимаю бессонные споры...», «Принимаю пустынные веси!», «...принимаю тебя». В связи с этим, центральный лейтмотив стихотворения «О, весна без конца и без краю...» двойственен, любовь-ненависть героя к миру превращается в итоге в любовь: «мечта без конца и без краю».