Сочинение Грозовой ветер революции

 

Если особо не вчитываться в написанное, то с первого взгляда кажется, что в стихотворении Н.Некрасова «Рыцарь на час» и А.Блока «Ангел-хранитель» ничего нет общего, причем и Блок, и Некрасов жили в разные времена. Стихотворение «Рыцарь на час» написано в трудное для России время (1862), когда отмена крепостного права послужила толчком к крестьянским волнениям. Что касается стихотворения «Ангел-хранитель», то его Блок написал в 1906 году, через месяц после того, как была распущена первая Дума. Однако в стихотворениях, разделяемых полувековым периодом много объединяющих моментов. Первое - описание грозного дыхания стихии революции, а второе - обращение к женщине, к образу матери у Некрасова и к образу жены у Блока.

Как известно, Некрасов очень близко воспринял события, которые шли за «крестьянской реформой». Возникающие повсюду бунты нещадно подавлялись властью, на что крестьяне отвечали жестоким террором. Арестовали близких друзей Некрасова - М. Михайлова и Н. Чернышевского, в то же время был приостановлен выпуск «Современника», были осуждены и отправлены в ссылку Ф. Достоевский и Т. Шевченко.

И вот в таком душевном состоянии, порожденным тоской и непониманием происходящего, и появилось стихотворение «Рыцарь на час». Бессонной осенней ночью, поэт старается отвлечься от мук совести, ведь в такую ночь «созерцанию должно отдаться». Ощущая «…власть окружающей бодрой природы» он чувствует, как «сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь». Поэт считает, что если приехать «в эту пору… на родную деревню взглянуть», то можно увидеть, что на ней «не видна бедность нагая!», так как осень – это время уборки урожая, и работящие крестьяне явно поработали на славу.

Его мысли о родной деревне вызывают тоску по родине, в воспоминаниях поэта возникает старинная белая церковь с крестом на стене, расположенная на невысоком холме за селением. Он видит старого сторожа, поднимающегося на колокольню, чтобы позвонить в колокол двенадцать раз. Эти воспоминания настолько осязательные, что:

Что не верится мне в эту пору,

Чтоб не мог увидать я и той,

Чья душа здесь незримо витает,

Кто под этим крестом почивает...

Ведь Некрасов, вряд ли был бы Некрасовым, если бы в такой момент не стал бы обращаться к образу своей матери – чистой и светлой памяти его жизни, а потому этот образ как бы вплетался образ родной страны. Обращаясь к нему, поэт молит о помощи, просит воскресить в нем «силу свободную, гордую», которая зажжет в нем волю к борьбе.

Завершается стихотворение беспощадным к себе откровением «пламя юности, мужество, страсть и великое чувство свободы», которое возникло в душе героя только во время пребывания во сне, а наяву он «проснулся ребенка слабей».

«Ангел-хранитель» А. Блока тоже отображает глубокое расстройство от провала первой российской революции, но потрясение здесь более глубокое и масштабное, чем у Некрасова. Если в 1862 году Некрасову приходит понимание того, что «трудное время»  овладело сознанием людей его времени «неготовыми к трудной борьбе», то у Блока в вихрь драматических событий вовлечена вся Россия. В его стихотворении чувствуется близость неотвратимого поражения и прихода всепоглощающего хаоса, в сумраке которого сложно будет понять, кто с кем и кто против кого. Кто жертва, а кто же палач и к чему все приведет  — «Воскреснем? Погибнем? Умрем?». Слова Некрасова в стихотворении исходят от него и его поколения, у Блока же – от всей разумно мыслящей России. Он не может понять и догадаться, что ожидает страну в дальнейшем, но он уверен, что наступят темные времена, но, несмотря на это, он клятвенно заверяет, что готов остаться с Россией навсегда — «светлой невестой, сестрой, дочерью, женой».

К-во Просмотров: 1034
Найти или скачать Грозовой ветер революции