Ранний Блок и его романтический мир
Александр Блок считается последним поэтом старой России, его смерть в 1921 году провела черту, завершающую «серебреный век» российской поэзии, сегодня этот век нередко именуют «блоковским».
Как настоящий художник, Блок остро воспринимал перемены в обществе и отражал их в своих произведениях, он совершенно далекий от суровых реалий жизни, «зрением и слухом» ощущал наступление «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей». Однако все это случится позже, после того, как он поймет в 1905 году, что мир вступил в новую драматическую эпоху, в которой все «розовое», «лазурное» и «золотое», окрасится «кровавыми зорями», «алым сумраком».
В юные годы он попал под влияние модных в обществе мистических и религиозно-философских течений (1890), и в частности, под влияние философии богослова Владимира Соловьева. Ранняя лирика Блока буквально пронизана духом мистических тайн, языком поэзии. В явлении Вечной Девы (Прекрасной Дамы и др.) для него воплощалось цельное духовное начало, способное спасти человечество и воскресить его к безупречно совершенной жизни:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
В ранних стихах Блока все «робко и темно», а иногда и неуловимо, есть только небольшой «намек» на слабые отблески и предчувствия, в них господствует тема ожидания каких-то необычных изменений в жизни Блока:
Из отголосков далекой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Всё мнятся тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолетных.
Поэт испытывает легкое беспокойство, видит знаки, но пока не готов расстаться с миром фантазий и мечтаний, где отсутствуют слезы и переживания, где есть только музыка и розы, и «улыбки, сказки и сны», чтобы встретиться с «бурей жизни». Однако чувственность юной романтической души настойчиво пробивается, через покровы фантазийного мира в реальность, где виды природы и любовные чувства приобретают свой художественный смысл и вот уже перед нами летний вечер, в котором полностью отсутствует мистика:
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
А в стихотворении «Мы встречались с тобой на закате...» появляется вполне земная девушка, а сгустившийся вечерний туман, водная рябь и весло в ее руках эту реальность только углубляют.
Следующее стихотворение «Давно хожу я под окнами...» повествует о волнении молодого человека, ждущего встречу с любимой.
Ранние стихи Блока наполнены множеством образов, которые соединены с фольклором России, и ее историей. В них и «последней страсти кубок пенный», и «далекий неведомый град», а также «твердыни многовековые», «святость веков», «строгие образа», «старинная келья». А в стихотворении «Я вырезал посох из дуба...» к герою выходит «молодая, с золотою косою, с ясной открытой душою. Месяц и звезды в косах...».
Живописные страницы истории России появляются в стихотворении «Гамаюн, птица вещая». Многообразные поэтические образы ранних произведений Блока, показывает, как напряженно он искал свой творческий путь и ответы на нечеткие духовные запросы. Во всей ранней лирике поэта, чувствуется его пылкая юная душа, после прочтения стихов этого периода остается приятное ощущение восторга от молодости, жизни и любви.