Сочинение Трагическая судьба русской женщины (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)
А.Н. Островский превзошел самого себя, когда создал «Бесприданницу». В лучшем произведении двадцатого столетия, которое появилось в семидесятых годах, описаны наилучшим способом художественные образы. Еще никому не удавалось так тонко описать человеческие характеры.
Напоминаем, что основные действия разворачиваются в Бряхимове, городе не маленьком, но провинциальном. Это говорит о том, что от жителей этого города ничего не утаишь, все и все на виду, поэтому пересудов не избежать, как и осуждения. Образ Ларисы искусно вписан в непредсказуемость жизненной ситуации, которая разворачивается в психологической драме.
Лариса с трудом «вписывается» в местный колорит тамошнего быта и человеческих отношений. Автор наделил ее самыми привлекаемыми чертами, чтоб подчеркнуть каким искушениям поддаются неискушенные девушки в мире алчности. Правдивая и искренняя Лариса Огудалова увлечена местным пейзажем, который привлекает ее своими просторами и далями. Основные герои неоднократно подчеркивали отсутствие у нее хитрости и житейской практичности. Она изображена очень поэтичной и музыкальной натурой, которая не только прелестно играет на музыкальных инструментах, но еще и обворожительно поет. Создается такое впечатление, что А.Н. Островский хотел преподнести ее образ над суетой жизни, показать, как мечется у не в душе желание жить благородно и красиво честной и тихой жизнью.
В начале произведения она предстает перед нами еще совсем неискушенной девушкой. Это потом она разочаруется, после пустых обольщений, а пока что, ей предстоит выбирать свой путь прозрения.
Она, конечно же, может выбрать «убогое» существование своей матери, которая живет в хитрости, заискивании и побирательстве. Но такая жизнь Ларисе не по вкусу, она не сможет принимать подачек богачей. Вечная двойная жизнь, когда необходимо улыбаться, хоть на душе «кошки скребутся», губит в Ларисе чувство гордости и чести. Унизительным положением для девушки служит и тот факт, что ее мать упрашивает ее жениха увезти подальше от «сброда», далеко за пределы Волги.
Не принимая модель поведения матери, Лариса готова на любые жертвы, даже моральные. Не забываем, что она хоть и хорошая девушка, но бедная невеста. И она это хорошо осознает, только поделать ничего не может. Успевшая «заболеть» внешним блеском, не успела составить целостный образ своего характера, который мечется между добром и злом. Пошлость одних поклонников и циничность других долгое время не может разглядеть, поскольку никогда не хотела этого видеть.
Разных «женихов» пришлось повидать Ларисе. Как-то в доме появился старик, которого «разбивали» болячки. К такому браку девушка была пока не готова. Затем захаживал вечно пьяный некий управляющий, а однажды на горизонте показался, не понятно откуда, кассир, который задаривал мать подарками и деньгами. И со всеми приходилось считаться и каждому «велено» улыбаться – ведь невеста то не завидная. Но жизнь чудесным образом отвадила всех этих поклонников.
И тут всплывает образ Вожеватова, которому Лариса нравится. Этого «поклонника» девушка знает с самого детства, но уж она то знает, что его алчная и расчетливая натура вряд ли знает, что такое любовь и уважение. Он хоть и молодой, веселый и при деньгах, но Лариса уверена, что его увлечение абсолютно временно и поверить его лживым словам ей сложно. Понимая, что ему она не нужна, Лариса выбирает далеко не его.
Может, На Куратове остановится Лариса? Он намного богаче, к тому же, она ему очень нравится. Куратов готов на многое ради Ларисы и неоднократно ей это показывал. Этот герой отличается умом и степенностью, но он слишком молчалив и избегает людей – о чем и что ей с ним обсуждать долгими вечерами, вряд ли ему нужны будут ее пение и музыка.
Лариса находится в постоянном поиске своего идеального мужчины, не определившись до конца, какой же он должен, все-таки, быть. Она пока что не знает вообще, чего хочет.
И тут в поле зрения попадает Паратов, который веселый, богатый с довольно необычным восприятием жизни. Он привлекает Ларису своей любовью к шику и блеску, он свободолюбив, щедрый и отличается дерзким поведением. Именно это и понравилось молодой девушке, которая даже и не догадывается, что на самом деле - он мелочный, расчетливый и невероятно жестокий. И все же, Лариса ему доверилась, а он «покрутил хвостом» и пропал. Через время снова появляется, но лишь для того, чтоб позабавиться, поиграть ею как игрушкой.
Появление Карандышева несколько меняет положение Ларисы, поскольку она дает согласие на брак с ним, но предает его, сбежав на теплоход с «хорошими и достойными» людьми. Сам по себе Карандышев – человек сложной судьбы, над которым насмехаются местные жители, но довольно амбициозен. Он с помощью Ларисы пытается приблизиться к «хозяевам жизни», а в некотором смысле претендует и на превосходство, ведь Лариса – молодая красавица. Когда он узнает, что она его «бросила» и подалась развлекаться вместе с богачами, которые разыгрывали ее как вещь, решается на месть. В ответ на ее предательство он открывает ей глаза на жесткую правду, демонстрируя ее не в самом лучшем виде.
Лариса, которая узнает правду о Паратове, переживает еще одно унижение. Она была уверена, что выбирает кого-то одного из претендентов, а оказывается это ее выбирали, ею играли как игрушкой. Более того, ее передавали из одних рук в другие.
Отчаяние, вызванное позором, ничего не оставляет ей, как думать о самоубийстве, но решиться на такой шаг ей не хватает мужества. На этот шаг может отважиться только сильная и решительная натура, какой Лариса никогда не была. И тут ей на помощь приходит Карандышев, который одним выстрелом лишает ее жизни. И она с благодарностью это принимает. С этими словами на устах Лариса умирает.
Как видим, «Бесприданница» - психологическая драма А.Н. Островского, которая говорит о сущности богатых людей, к какому трагическому концу привела жестокость людей. Трагичность пьесы заключается в том, что показана драма молодой девушки с очень пылким сердцем.