Ответ(ы) на вопрос:
Конечно. Воспитывая ребёнка, вы в первую очередь уделяете внимание тому, чтобы обучать его, не ломая при этом его личность. Нужно воспитывать ребёнка так, чтобы вам не приходилось им управлять. Нужно, чтобы он всегда владел собой. От этого зависят и его поведение, и его душевное и физическое здоровье. Дети не собаки. Их нельзя «натаскивать» , как дрессируют собак. Дети не вещи, которыми нужно управлять. Дети – и давайте не упускать этого из виду – это мужчины и женщины. Ребёнок – это не какой-то особый, непохожий на человека вид животного. Ребёнок – это человек, который ещё не полностью вырос. Все законы человеческого поведения распространяются и на детей. Понравится вам, если вас будут тянуть, толкать, помыкать вами, не разрешать делать то, что вам хочется? Вы возмутитесь. Единственная причина того, что ребёнок не возмущается, та, что он мал. Если бы с вами, взрослым, кто-то обращался так, как иногда обращаются с детьми – приказывал, противоречил, игнорировал, вы бы заставили его себя уважать. Ребёнок не даёт сдачи лишь потому, что ещё мал. Вместо открытой борьбы он пачкает пол, не даёт вам отдыхать, нарушает спокойствие в доме. Имей равные с вами возможности, он не стал бы так «мстить» . Подобная «месть» – типично детское поведение. Состояние, в котором человек может по своему решению находиться или не находиться под контролем окружающего, называется самоопределением. В этом состоянии человек уверен в себе и в своей способности контролировать материальную вселенную и других людей. Ребёнок имеет право на самоопределение. Вы скажете, что он причинит себе боль, если на него будут падать вещи, если он будет выбегать на дорогу и т. д. и т. п. А почему вы, взрослый, заставляете его жить в окружении, которое может причинить ему боль? Если он ломает вещи, то это не его вина, а ваша. Ребёнок проявляет любовь и доброжелательность лишь до тех пор, пока сохраняет самоопределение. Разрушая его, вы в какой-то степени разрушаете ребёнку жизнь. Право ребёнка принимать решения относительно своей жизни нарушается только по двум причинам: из-за хрупкости или опасности окружающего и из-за вас. Вы поступаете с ним так же, как поступали с вами, что бы вы об этом ни думали. Если вы дали что-нибудь ребёнку, оно принадлежит ему. Оно больше не ваше. Одежда, игрушки, помещение – всё, что было ему дано, должно оставаться исключительно под его собственным контролем. Он порвёт рубашку, сломает кровать, исковеркает пожарную машинку? Не ваше дело. Вам бы понравилось, получив новогодний подарок, выслушивать потом день за днём, что с ним следует делать, и даже подвергаться наказаниям, если вы обращаетесь с ним не так, как считает нужным подаривший? Вы бы растерзали дарителя и уничтожили подарок. Конечно, это бы вы и сделали. Когда же вы сами обращаетесь так с ребёнком, он начинает терзать вам нервы. Это месть. Он плачет. Он вам докучает. Он ломает ваши вещи. Он «случайно» разливает молоко. И преднамеренно ломает именно то, с чем его попросили обращаться аккуратно. Почему? Он борется за своё самоопределение, за своё право владеть вещами, за своё право влиять на окружающее. Эти «вещи» – один из каналов, по которым им могут управлять. Так что ему приходиться бороться и с вещами, и с теми, кто управляет. Воспитывая ребёнка, вы обязаны избегать того, чтобы «натаскиванием» превращать его в стадное животное. Изначально ребёнок более общителен и дружелюбен, чем вы, а его чувство собственного достоинства выше. Постоянные одёргивания со стороны взрослых довольно быстро приводят к бунту. Этот бунт может дойти до того, что ребёнок станет для всех невыносимым. Он будет шумным, безрассудным, небрежным с вещами, неопрятным – словом каким угодно, лишь бы досадить вам. Натаскивайте его, помыкайте им – и вы утратите его любовь. Ребёнка, которым вы стремитесь управлять, хозяином которого вы стремитесь быть, вы потеряли навсегда.
Конечно, рождается личностью. И на протяжении жизни делает её либо богаче, либо беднее.
только 10 % - генетическая составляющая личности. Остальные 90 % становления личности в процессе жизни.
Человек рождается уникальным и неповторимым, но не личностью))) , личностью становятся и не все.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы