Характеристика Гордея Торцова из пьесы Островского Бедность - не порок

Характеристика Гордея Торцова из пьесы Островского Бедность - не порок
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Любим Торцов — герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится») . Духовный облик Любима Торцова стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу — Любим Торцов идет! » стало для них символом победы национальных начал в искусстве. Промотавшийся брат богатого купца, Торцов ходит по городу «скоморохом» , по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает» . В отместку выгнавшему его брату Гордею он «созорничал» : пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город» . На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник» , острее чувствуется одиночество Любима, душа которого «иззябла» . В поведении прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам» , в которых юродивые, «ругался миру» , обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Торцов когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет! » Он никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век» , сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно — к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества», — говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Торцова является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. Важнейшая черта его личности — сознание своего падения. В образе Торцова Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла.
Гость
Гордей Карпыч Торцов - герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок», богатый купец, отец Любови Гордеевны, брат Любима Карпыча. Имя этого персонажа говорит само за себя. Гордей Карпыч - человек гордый и заносчивый. После смерти отца он выбрал себе в наследство доходное заведение, а брату Любиму отдал деньгами и векселями. Любим Карпыч быстро промотал часть наследства в Москве, а оставшуюся часть доверил фабриканту Коршунову, который его впоследствии обманул. Гордей Карпыч, наоборот, не растерял наследство, а приумножил и очень этим кичился. На протяжении всего произведения прослеживаются разные эмоциональные всплески Торцова. В первом и втором действии он выступает как злой и разгневанный хозяин. Все его вокруг раздражают, включая домочадцев и гостей. Он часто кричит на своего приказчика Митю. Выплачивая ему мизерное жалование, требует, чтобы тот купил себе кафтан подороже и не ходил к ним в гости в дешевых вещах. Поведение брата и вовсе считает оскорбительным, в то время, как Любим вынужден зарабатывать себе на хлеб шутовством. Жену свою считает необразованной невеждой и не скрывает этого. Побывав в Москве, Гордей Карпыч решил, что ему место только в столице и в высших кругах. Теперь ничто русское ему не по нраву, а подавай только заграничное. Оттого он­ и водит дружбу с фабрикантом Африканом Савичем, который часто выпивает со своим английским директором. Однако он даже не подозревает, как хитер этот фабрикант и что именно он разорил его брата. Он даже готов отдать свою единственную дочь за этого богатого старика. К счастью, в третьем действии Любим Карпыч разоблачает Коршунова и свадьба отменяется. В этой части произведения читатель видит Гордея Карпыча с иной стороны. Это человек, способный признать свои ошибки и раскаяться. Он благодарит брата за то, что тот открыл ему глаза, и благословит дочь на брак с тем человеком, который ей мил.
Гость
ЛЮБИМ ТОРЦОВ — герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Л. Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу — Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л. Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л. Т. ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею Л. Т. «созорничал»: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город». На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество Л. Т, душа которого «иззябла». Горькое шутовство Л. Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле». В поведении Л. Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л. Т, когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет!» Л. Т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно — к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества»,— говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л. Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л. Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок», бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л. Т.: «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам». Л. Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности — сознание своего падения. В образе Л. Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л. Т. явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л. Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф. М. Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Л. Н. Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп»). Первый исполнитель роли Л. Т.— П. М. Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей — В. В. Самойлов (1854), М. С. Щепкин (1855), П. В. Васильев (1861), А. А. Остужев (1934).
Гость
ЛЮБИМ ТОРЦОВ - герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится») . Духовный облик Л. Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу - Любим Торцов идет! » стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л. Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л. Т. ходит по городу «скоморохом» , по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает» . В отместку выгнавшему его брату Гордею Л. Т. «созорничал» : пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город» . На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник» , острее чувствуется одиночество Л. Т, душа которого «иззябла» . Горькое шутовство Л. Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле» . В поведении Л. Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам» , в которых юродивые, «ругался миру» , обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л. Т, когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет! » Л. Т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век» , сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно - к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества», - говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л. Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л. Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок» , бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л. Т. : «Люби-мушка <...> Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам» . Л. Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности - сознание своего падения. В образе Л. Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных» , благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л. Т. явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л. Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф. М. Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание» ) и Л. Н. Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп») . Первый исполнитель роли Л. Т. - П. М. Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей - В. В. Самойлов (1854), М. С. Щепкин (1855), П. В. Васильев (1861), А. А. Остужев (1934). Лит. : Чернышевский Н. Г. «Бедность не порок» //А. Н. Островский в русской критике. М. , 1948; Григорьев А. А. По поводу спектакля 10 мая (1863) «Бедность не порок» Островского //Григорьев А. А. Театральная критика. Л. , 188S; Боцяновский В. Ф. Любим Торцов //Памяти А. Н. Островского. Пг. , 1923.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы