Как связан Петербург и теория Раскольникова

Как связан Петербург и теория Раскольникова
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Федор Михайлович Достоевский писал роман «Преступление и наказание» в 60егоды, когда Россия вступила в сумеречную переходную эпоху. В нем он отразилна примере Радиона Раскольникова, как человек может пойти на крайность,какие причины толкают людей на столь ужасные поступки. Одной из такихпричин является атмосфера жизни. Для Раскольникова – это Петербург. Нет нетот Петербург, который видит турист приезжающий осмотретьдостопримечательности, а страшный, душный Петербург который как нельзялучше описал в своем произведении Достоевский. «Петербург – виновникразыгрывающихся драм» - писал Р.И.Левкин. И действительно если посмотреть вкакой обстановке жил Раскольников то можно понять, что являлось одной изпричин преступления.Попробуем рассмотреть Петербург, так как нам показывает автор. Забудем всето, что мы о нем знаем. И так что же мы видим в самом начале романа: «Наулице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…». Автор специальноподобрал слова так, чтобы показать не просто один из жарких летних дней, апостоянную, удушающую жару. Чтобы это лучше понял читатель, автор почтиповторяет пейзаж позже, во второй части и дальше: «Здесь тоже духота былачрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею краской на тухлойолифе…». Но погода иногда меняется, но не в лучшую сторону, так послежуткой жары начинается ужасный ливень: «…вечер был душный и мрачный. Кдесяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождьхлынул…». Через весь роман проходит атмосфера невыносимой жары, духоты,сдавливающей героя, мутящей его сознание до обморока.Но не только пейзажи Петербурга повлияли на Родиона, можно получшерассмотреть то место где он жил, помещения других людей. Раскольников жил в«...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой...». “...Отставшие, жёлтого цвета обои...” вызываюттакое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видитсянам постель Раскольникова - “...неуклюжая большая софа...”, которую, каксаван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные,высокие дома с “дворами-колодцами”, “слепыми окнами”, выбитые стёкла,развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаребез вреда для своего рассудка. Коморка Раскольникова отражает весьПетербург, можно вспомнить, что Катерина Ивановна говорит, что на улицахПетербурга, словно в комнатах без форточек. А если посмотреть на хоромыстарухи, Раскольников считает, что она живет хорошо за счет того, чтодругие, как, например Мармеладовы, живут плохо. Он считает, что, убивстаруху, он спасет жизни, чем он и подкрепляет свое преступление.И так ужасную картину духоты и тесноты усугубляют отношения между людьми вПетербурге. Именно для того, чтобы лучше их показать Достоевский вводитуличные сцены. Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку. Она,еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором она уже не сможет.Возможно, будущее этой девочки мы видим позже, когда Раскольников видитсамоубийство. На мосту его стегают плеткой, чтобы он чуть не попал подповозку. Это говорит о злости, раздражительности людей. В романеДостоевский показывает нам мертвый, холодный Петербург, равнодушный ксудьбе человека. Раскольников видит стоимость человеческой жизни в этомгороде и считает, что одной можно пренебречь ради спасения других. ВПетербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детскойрадостью, даже в них мы видим только страдания: «неужели ты не видела здесьдетей, по углам, которых матери милостыню посылают просить? Я узнавал, гдеживут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми.Там семилетний развратен и вор».Видя такой Петербург, Раскольников еще больше убеждается в своей теории. Онсчитает, что всем обиженным и обездоленным надо помогать, но для этогонужны жертвы, это приводит его к преступлению. Вообще-то если быРаскольников жил в другой атмосфере, в том Петербурге, который намДостоевский не рисует - мир богатых. Те районы, куда Раскольников почти незаходит, где во дворах растут красивые цветы, и все кажется безмятежным.Тогда Раскольников не видел всех этих жизней, считал бы, что мир и такустроен хорошо, и менять, переступая через жизни других людей, ничего ненадо. Но Достоевский помещает героя именно в такую атмосферу жизни, и идеиРаскольникова в таком Петербурге только крепнут и еще больше углубляются вего сознании, что толкает его к совершению преступления.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы