Каким воссоздает образ Лермонтова И. Л. Андроников?

Каким воссоздает образ Лермонтова И. Л. Андроников?
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере развития творца, появления и утверждения в его лирике тенденций реализма.  Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами, своими переживаниями, недоступными «толпе»:  Что без страданий жизнь поэта?  И что без бури океан?  Он хочет жить ценою муки,  Ценой томительных забот.  Он покупает неба звуки,  Он даром славы не берет.  Мотив избранничества проявляется и в раннем стихотворении поэта «Нет, я не Байрон…». Здесь восемнадцатилетний Лермонтов осознает, что у него свой путь в творчестве:  Нет, я не Байрон, я другой,  Еще неведомый избранник,  Как он, гонимый миром странник,  Но только с русскою душой.  Однако и в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта другим людям, не наделенным таким даром:  Безумец я! Вы правы, правы!  Смешно бессмертье на земли.  Как смел желать я громкой славы,  Когда вы счастливы в пыли?  Во второй, зрелый период своего творчества поэт признается в одном из писем: «О, ведь я очень изменился! Я не знаю, как это происходит, но только каждый день дает новый оттенок моему характеру и взглядам – это и должно было быть, я это знал». Постепенно Лермонтов приходит к иному пониманию творчества. Меняется его представление и о личности поэта. Лермонтов начал понимать безуспешность индивидуалистического протеста, бессилие одинокого гордого бунтаря, не нашедшего связей с обществом. Поэт стремится к преодолению юношеского максимализма, судит о жизни более трезво и мудро. В одном из стихотворений он пишет:  Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,  Как язвы, бойся вдохновенья…  Оно – тяжелый бред души твоей больной  Иль пленной мысли раздраженье.  Теперь поэта волнует судьба своего поколения, народа и родины. Он ратует за творчество, в котором должна выразиться подлинная жизнь:  Когда же на Руси бесплодной,  Расставшись с ложной мишурой,  Мысль обретет язык простой  И страсти голос благородный?  В стихотворении «Любил и я в былые годы»… Лермонтов как бы подводит итог раннему романтизму и утверждает реализм, поэзию, в которой отразится мир во всей его полноте:  Люблю я больше год от году,  Желаньям мирным дав простор,  Поутру ясную погоду,  Под вечер тихий разговор.  Это стихотворение получило восторженный отзыв В. Г. Белинского: «Какая простота и глубокость! Оборот мысли, фразы – все пушкинское».  Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицательно относился к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России. Поэт не мог принять лирику, которая только переливает «в гремучие напевы несчастный жар страдальческой любви». Ему уже чужд и образ творца как человека избранного, противопоставленного «ничтожной толпе». Его герой стремится к людям даже тогда, когда они отвергают «любви и правды чистые ученья». Продолжая традиции Пушкина и декабристов, Лермонтов рассматривает поэзию как орудие борьбы за свободу и справедливость. Его лирика становится гражданской. Вот, например, стихотворение «Поэт», построенное на развернутом сравнении. Творчество здесь автор уподобляет кинжалу, который может быть грозным клинком или презренной безделушкой в зависимости от того, кто им владеет. Вот оружие, которое «не по одной груди» провело «страшный след», попадает к новому хозяину, очевидно, не бойцу и становится «бесславным и безвредным». Далее автор сравнивает судьбы кинжала и поэта:  В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт,  Свое утратил назначенье,  На злато, променяв ту власть, которой свет  Внимал в немом благоговенье?  Нет, не таков удел творца. Его истинное предназначение – воспламенять «бойца для битвы»:  Твой стих, как Божий дух, носился над толпой  И, отзыв мыслей благородных,  Звучал, как колокол на башне вечевой  Во дни торжеств и бед народных.  Лермонтов страстно призывает своих современников оставить сугубо личные переживания и вернуть в поэзию вольнолюбивые и бунтарские идеи декабристов:  Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?  Иль никогда на голос мщенья  Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?  Тема творца и его миссии в лирике Лермонтова прошла целую эволюцию. Противоречия в раскрытии этой темы свидетельствуют о развитии личности поэта. Образ творца отличается силой характера и огромной целеустремленностью, что делает его жизнеутверждающим и вносит оптимистические ноты в общий трагический контекст. Поэт в лирике Лермонтова является героем, а его поэзия – подвигом. 
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы