Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Дулатов Мыржакып (Мир-Якуб) – великий поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с А. Букейхановым и А. Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в ХХ веке. Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области. В своем кратком описании детства писал: «Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет – отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился». Затем он два года учится в сельской школе на русском и казахском языках, еще два года – в русско-казахском училище и получает звание учителя сельской школы. Обучал аульных детей. Часы досуга посвящал самообразованию, много и жадно читал книги казахских, русских, европейских и восточных авторов. Первый стихотворный опыт был напечатан в первом номере казахской газеты «Серке» в Петербурге. «Серке» название странное для русского уха и привычное для казахского, стосковавшегося в закованном в гранит городе по привольным степным просторам: серке – вожак, выводящий заблудшую овечью отару в буран на дорогу. М. Дулатов публикует в «Серке» страстное стихотворение «К молодежи».Первое собрание стихов «Оян, казак», вышло в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала ХХ века, одним из ведущих вдохновителей которого Мыржакып Дулатов считается по праву. В 1911 году сборник «Оян, казак» был конфискован, — как отметил сам автор, — главным управлением по делам печати. Смагул Садвакасов в предисловии к книге «Молодой Казахстан» (1928) писал: В начале этого столетия появляются первые последователи Абая. К ним можно причислить ныне живущих А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Жумабаева. Первый роман на казахском языке под названием «Бакытсыз Жамал» («Несчастная Жамал») вышел в 1910 году. Автором его является вышеупомянутый М. Дулатов. Роман описывает жизнь угнетенной казахской женщины, продаваемой, как вещь, за калым и имел огромный успех, доставив автору небывалую славу.Большое значение придавал Дулатов созданной, как он считает лишь благодаря самоотверженному труду и умелому руководству А. Байтурсынова, газете «Казах», выполнявшей роль общественно-политического издания, и просуществовавшей до октября 1918 года. Жизни и творчеству А. Байтурсынова он посвящает позднее очерк (1922). Активно сотрудничал в 1911 году Мыржакып и в первом казахском журнале, где появились его рассказы и стихи. В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием «Терме». После Октябрьской революции М. Дулатов работает в различных редакциях, продолжает писать, задумывает труд (остался незавершенным) по истории казахского народа. В 1928 году он был арестован, сидел два года в тюрьме, затем был сослан в Соловецкий лагерь, где и умер 5 октября 1935 года. Живы четверо внуков (Динар, Нурлан, Жанат, Ерлан) дети его дочери Гульнар, врача по профессии.Жизнь и творчество М. Дулатова тесно связаны с партией «Алаш» и правительством «Алаш Орды». Мыслящие люди, и в их числе М. Дулатов, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынула по воле царской администрации, более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX века.Находясь в тюрьме на допросе в 1929 году в ответ на обвинение в «национализме», он пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отечество принадлежало нам». М. Дулатов резко выступал против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с его письменной историей. Это положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстаивать права казахского языка и религии.Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом… Рано или поздно, истина восторжествует».И сегодня, вновь придя к нам, Мыржакып Дулатов продолжает стоять на позициях трудового народа. И теперь уже навсегда останется с ним.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы