Найдите пожаалуйста анализ стиха Лермонтова НЕ ВЕРЬ СЕБЕ!!! оч срочно!!!
Найдите пожаалуйста анализ стиха Лермонтова НЕ ВЕРЬ СЕБЕ!!! оч срочно!!!
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
НЕ ВЕРЬ СЕБЕ Не верь, не верь себе, мечтатель молодой, Как язвы, бойся вдохновенья.. . Оно — тяжелый бред души твоей больной Иль пленной мысли раздраженье. В нем признака небес напрасно не ищи: То кровь кипит, то сил избыток! Скорее жизнь свою в заботах истощи, Разлей отравленный напиток! Случится ли тебе в заветный, чудный миг Отрыть в душе, давно безмолвной, Еще неведомый и девственный родник, Простых и сладких звуков полный, — Не вслушивайся в них, не предавайся им, Набрось на них покров забвенья: Стихом размеренным и словом ледяным Не передашь ты их значенья. Закра́дется ль печаль в тайник души твоей, Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой — Не выходи тогда на шумный пир людей С своею бешеной подругой; Не унижай себя. Стыдися торговать То гневом, то тоской послушной И гной душевных ран надменно выставлять На диво черни простодушной. Какое дело нам, страдал ты или нет? На что́ нам знать твои волненья, Надежды глупые первоначальных лет, Рассудка злые сожаленья? Взгляни: перед тобой играючи идет Толпа дорогою привычной, На лицах праздничных чуть виден след забот, Слезы не встретишь неприличной. А между тем из них едва ли есть один, Тяжелой пыткой не измятый, До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты!. . Поверь: для них смешон твой плач и твой укор, С своим напевом заучённым, Как разрумяненный трагический актер, Махающий мечом картонным.. . 1839 В центре внимания автора одно из самых загадочных стихотворений Лермонтова "Не верь себе". В нем Лермонтов выразил предельное разочарование в оптимизме, свойственном философии искусства его времени, сняв его "романтической иронией", вместе с тем оно предвосхитило эстетику ХХ в. "Не верь себе" вызывало недоумение у критиков с момента появления в печати (1839 г. ) и в конце концов заслужило репутацию самого загадочного стихотворения Лермонтова. Странности и противоречия здесь, и в самом деле, на каждом шагу. Не один исследователь сломал о них копья. Ю. В. Манн, проведя в своем фундаментальном труде о русском романтизме глубокий и подробный анализ различных интерпретаций стихотворения критиками прошлого и современными авторами, предложил собственную трактовку: "Не верь себе", считает ученый, являет собой оригинальный вариант "романтической иронии". Оригинальный потому, что лермонтовская ирония лишена той "легкости", которая свойственна ей в европейской литературе: поэт отдается иронии "с горечью, сарказмом, внутренним надрывом – почти с отчаянием". Но тогда, быть может, правильнее сказать, что перед нами ирония, возведенная в ранг трагедии? А если так, то смысл стихотворения не исчерпывается ироническим "снятием" романтической традиции, а заключает в себе некий новый для эстетики ХIХ в. взгляд на поэтическое творчество. В чем же суть лермонтовской концепции искусства слова и в чем ее трагизм? Уже в первой строфе свершается профанированное развенчание священного для любого поэта понятия – вдохновения: Не верь, не верь себе, мечтатель молодой, Как язвы бойся вдохновенья ... Оно – тяжелый бред души твоей больной, Иль пленной мысли раздраженье. В нем признака небес напрасно не ищи: – То кровь кипит, то сил избыток! Скорее жизнь свою в заботах истощи, Разлей отравленный напиток! В. Г. Белинский объяснение этому шокирующему посягательству на самую сущность поэзии нашел в том, что речь в стихотворении якобы идет о поэте ложного дарования, которому заниматься сочинительством не следует [5]. Автор, Лермонтов, его от сего пагубного начинания и предостерегает. Ключ к разгадке тайны стихотворения "Не верь себе" – в понимании того, что это явление в художественном процессе ХIХ – ХХ вв. "пороговое" как по своему содержанию, так и по стилю. В нем Лермонтов выразил предельное разочарование в оптимизме, свойственном философии искусства его времени, сняв его "романтической иронией". Вместе с тем оно предвосхищало эстетику ХХ в. , ибо здесь мы наблюдаем элементы "амбивалентной поэтики"
Не нашли ответ?
Похожие вопросы