Нужно сочинить сказку "музыка и литература"
Нужно сочинить сказку "музыка и литература"
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Обобщающий урок-концерт в пятом классе по теме: “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?”.
Музыка – вид искусства, обращенный к нашему “внутреннему зрению”, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств.
Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием музыки.
“Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты…, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом”. (Р.Роллан).
Слово и музыка – два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и балеты. Поэтический текст придает музыке новое звучание. А талантливая музыка становится открытием известного стихотворения.
Начиная с первого класса, дети рассказывают о музыке, придумывают свое название музыкальному произведению или создают свою музыку на заданное стихотворение. В старших классах пишут сочинение-отзыв на услышанную музыку. Часто даже взрослому человеку трудно найти слова, чтобы выразить невыразимое. А большинству ребят удается найти литературный образ, адекватный музыке.
Море, берег, суша, волны…
В парусах тот ветер вольный,
Что качает корабли
От зари и до зари.
Море, волны, суша, брег…
Пена белая, как снег.
Волны поднялись всё выше.
Чайки там кричат, ты слышишь?...
Это стихотворение написала ученица 6 класса Гребенкина Елена под впечатлением музыки Н.А.Римского-Корсакова “Океан – море синее”.
Но чаще всего говорим о взаимосвязи музыки и литературы в 5 классе, тема которого “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?” и “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?”.
Уже традиционными стали конкурсы сказок, созданных детьми. Опираясь на опыт, приобретенный на уроках литературы и музыки, дети создают удивительные истории, где герои музыка и музыканты.
“Музыка рождается из того же необыкновенного вещества, что и наши сны. Она, как сон, слагается из разноцветных “стёклышек калейдоскопа”, отражающих яркие мгновения жизни” – из сказки ученицы 5 класса Беловой Веры.
Сказка… Ее удивительный мир, где вымысел и реальность тесно переплетаются, очень близок и понятен детям. Мы знаем сказку в разных ее обликах: и в литературе, и в театре, и в кино; есть сказка в музыке, в живописи, в скульптуре, – на все лады она разыгрывается, варьируется. Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические существа – помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели. На уроках музыки дети слышат фрагменты известных сказок в музыкальном изложении: “Спящая красавица” и “Щелкунчик” П.И.Чайковского, “Конек-Горбунок” Р.К.Щедрина, “Золотой петушок” и “Садко” Н.А.Римского-Корсакова и др.
А логическим завершением первого полугодия 5 класса может стать урок-концерт “Сказка в музыке и литературе”, который поможет обобщить полученные знания, познакомит учащихся с новыми музыкальными сказками для детей. Подготовку к этому уроку необходимо начать заранее, так как учащиеся являются активными участниками всего действа.
Главным героем этого урока стал кот и не случайно. Ведь он в славянских сказках фигура особая. Кот Баюн – необычный кот: роста огромного, шерсть черная, как уголь, а глаза горят огнем. Он – главный помощник Бабы-Яги, существо, наделенное большой мудростью и силой. А еще у него особенный голос. Звук его слышен за семь верст. Знает он много сказок и песен и сам является персонажем колыбельных. Помните?
– Приди, котик, ночевать,
Нашу Машеньку качать.
С учащимися пятых классов я разучила разные фрагменты из музыкальных сказок:
5А – “Кот в сапогах” муз. С.Соснина, сл. Е.Добродеевой и К.Ибряева;
5Б – “Кошкин дом” муз. В.Золоторева, сл. С.Маршака;
5В – “Истории кота Филофея” муз. Я.Дубравина, по пьесе В.Гина и В.Зимина.
Продумали костюмы для всех героев. Кроме музыки на этом уроке звучали и стихи.
Вспомнили на этом уроке приметы и суеверия, связанные с котом. Вы их тоже знаете:
– Черная кошка – к несчастью;
– Кошка умывается – к гостям;
– Кошка прячет нос – к холодам.
Провести этот урок мне помогали мои ученики: мальчик и девочка. Они соглашались и спорили: нужна ли музыка литературе? И как в любом споре к концу урока родилась истина. Это урок-концерт, поэтому прошел чуть ярче и торжественнее. И даже традиционный вывод по уроку на этот раз прозвучал в стихах:
И нет предела красоте,
И нет предела счастью.
А музыка царит везде,
Борясь со злым несчастьем.
Урок закончен.… Но дети не расходятся,- им хочется общаться в прекрасном мире искусства. А я благодарна всем соавторам этого урока: и ученикам, и тем, кто написал музыку, и авторам стихов, прозвучавшим на этом уроке.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы