Почему битва длится три дня "слово о полку Игоря"

Почему битва длится три дня "слово о полку Игоря"
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Вопрос без иронии, и возникает на основании того, что он сам пишет о двух битвах . В ходе первой русские князья "съ зарания въ пятокъ (т. е. пятницу) потопташа поганыя плъкы половецкыя… ". Вторая битва разворачивается уже на следующий день: "Другаго дни велми рано кровавыя зори светъ поведаютъ; чръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а въ нихъ трепещуть синии млънии. Быти грому великому! Итти дождю стрелами съ Дону великаго! Ту ся копиемъ приламати, ту ся саблямъ потручати о шеломы половецкыя, на реце на Каяле, у Дону великаго!… Половци идуть отъ Дона, и отъ моря, и отъ всехъ странъ Руския плъкы оступиша". Это – образное воспроизведение состояния природы и войск накануне битвы следующего ("другаго") дня, т. е. субботы. Обращает на себя внимание, что автор "Слова" использовал то же выражение "Руския плъкы оступиша", что и автор летописной статьи! Думается, что это не простое совпадение, а заимствование. Далее следует "реальное" описание трагических событий: "Съ зараниа до вечера, съ вечера до света летятъ стрелы каленыя, гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копиа харалужныя въ поле незнаеме, среди земли Половецкыи". Исходя из этого сообщения следует заключить, что битва длилась с ранней зори до вечера субботы, и с вечера субботы до рассвета воскресенья и в воскресенье завершилась. То есть, продолжалась она сутки с небольшим, как о том свидетельствует и Ипатьевская летопись. А что пишет по этому поводу автор "Слова"? "Бишася день, бишася другый; третьяго дни къ полуднию падоша стязи Игоревы …". Тогда получается, по автору "Слова", что решающая битва завершилась не на второй день, в воскресенье, а в понедельник! Неужто столь осведомленный в деталях похода автор "Слова" мог так грубо ошибиться? А если нет, если он умышленно хотел обратить внимание читателя, знающего (по летописи или по рассказам) историю похода Игоря, на какую-то смысловую параллель? Тогда какую? Здесь напрашивается только одна параллель – с битвой Владимира Мономаха, которая закончилась именно в понедельник. Но он-то выиграл эту битву с Божье помощью, а Игорь Святославич, из-за гордыни своей, проиграл: "Ту Игорь князь выседе изъ седла злата, а въ седло кощиево. Уныша бо градомъ забралы, а веселие пониче". Автору видится особый смысл в пленении князя Игоря, который заложен изначально уже в самой идее похода. Здесь же я хотел бы обратить внимание на побудительные причины обоих походов.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы