Почему неосмысленное запоминание преимущество механическое потому что оно
Почему неосмысленное запоминание преимущество механическое потому что оно
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и узнавание.
Деятельность памяти начинается с запоминания, т. е. с закрепления и сохранения тех образов и впечатлений, которые возникают в нашем сознании под влиянием воздействия предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.
Процессы запоминания могут быть непреднамеренными — непроизвольными и преднамеренными — произвольными.
Непроизвольное запоминание совершается без заранее поставленной цели запомнить. Оно протекает у нас без волевых усилий, совершается как бы само собой. Значительная часть жизненных воспоминаний прошлого является у человека результатом непреднамеренного запоминания.
Однако не все факты и события окружающей действительности запоминаются одинаково непроизвольно. Прежде всего прочность и длительность непроизвольного запоминания зависят от самих объектов и их воздействия на нее: красочности, подвижности и других особенностей. Например, младшие школьники лучше запоминают все яркое, подвижное, «бросающееся в глаза».
Особенно эффективным непроизвольное запоминание бьгаает тогда, когда оно связано с яркими или сильными эмоциональными переживаниями, большими чувствами.
Значительную роль при непроизвольном запоминании играет интерес.
Сравнительно легко, непроизвольно запоминаются такие предметы и явления, которые связаны с нашим предыдущим опытом. Мы знаем какие-то факты, у нас есть представление о них, поэтому все, относящееся к этим фактам, запоминается легко.
Непроизвольное запоминание имеет большое значение в жизни человека, оно расширяет и обогащает его жизненный опыт, не требуя от него специальных усилий.
Исследованиями П. И. Зинченко выяснено, что непроизвольное запоминание может быть хорошо использовано в педагогической работе в тех случаях, когда новый учебный материал надо хорошо осмыслить. Здесь основная задача учащегося — осмышление нового, а запоминание этого нового происходит непроизвольно, в самом процессе осмышления. Постановкой специальной задачи на запоминание не надо мешать процессу осмышления.
«Значение непроизвольного запоминания,— пишет П. И. Зинченко,— заключается в том, что во многих случаях ... только оно может обеспечить сознательное и продуктивное запоминание. В этих случаях оно является не только желательным, но и обязательным, так как преждевременное обращение к произвольному запоминанию отрицательно сказывается и на понимании, и на запоминании материала».
Произвольное запоминание, в отличие от непроизвольного, сознательно направлено к запоминанию определенного материала. При произвольном запоминании человек прилагает необходимые волевые усилия, мобилизует себя на лучшее и прочное закрепление материала, применяя для этого специальные приемы и способы запоминания.
Учебная деятельность школьников — усвоение знаний, приобретение умений и навыков — опирается преимущественно на произвольное запоминание. Систематическое, специально организованное произвольное запоминание называется заучиванием.
Произвольное запоминание осуществляется двумя способами — механическим и осмысленным.
Механическое запоминание — это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Нам пришлось наблюдать, как одна школьница готовила урок. Она пять-шесть раз прочитала одну страницу учебника, потом столько же раз следующую. В классе девочка хорошо пересказала то, что было написано в учебнике, но не смогла ответить на самые простые вопросы учителя.
-
Не нашли ответ?
Похожие вопросы